Лояльность сотрудников в ритейле: что работает в 2025 году
Лояльность персонала — это высшее проявление мотивации, основанное на полном доверии к организации.
Лояльность сотрудников — это ключевой показатель верности и преданности работников своей организации. Она выражается в их готовности оставаться в компании на длительный срок даже в сложные периоды, участвовать в ее развитии и поддерживать миссию и ценности.
В условиях высокой текучести кадров и растущих ожиданий от работодателей, лояльность сотрудников стала критическим фактором устойчивости ритейла в настоящее время. Чтобы удержать ценных людей, необходимо создать благоприятные условия труда, и здесь речь идет то не только о высокой заработной плате.
Основные показатели лояльности сотрудника:
- обладает высокой работоспособностью;
- выполняет работу качественно и видит свой вклад в общий результат компании, получает удовольствие от результатов труда;
- участвует в процессе развития бизнеса;
- не считается с личным временем ради достижения результата;
- соблюдает корпоративные правила и дисциплину;
- понимает цели компании, разделяет ценности фирмы.
Ценности и миссия — не формальность, а практика
Сотрудникам необходимо точно знать цель их работы. Бренды, которые искренне транслируют миссию и вовлекают сотрудников в реализацию ценностей, получают осознанную лояльность.
Руководство, которое уважительно и заботливо к своим сотрудникам
Современные сотрудники — особенно молодое поколение — не терпят авторитарного стиля.
Ценится честность, открытость, обратная связь и участие руководства в жизни команды.
Постоянное развитие и рост
Даже если карьерный путь не очень длинный, люди хотят понимать, куда они могут двигаться — вертикально или горизонтально.
Повышения, обучение, наставничество, программы карьерного роста — всё это удерживает и мотивирует.
Гибкость и учёт личных обстоятельств
График, смены, переработки — главные причины выгорания и ухода. В 2025 году ценится адаптивность: по времени, по формату, по задачам.
Признание — быстрое и регулярное
Люди хотят знать, что их труд замечают. Особенно в напряжённой, часто недооценённой сфере ритейла.
Прозрачная и справедливая мотивация
Сложные KPI, неясные бонусные схемы и субъективность в оценке демотивируют.
В 2025 году важна прозрачность + своевременность: человек должен понимать, за что он получает, и получать вовремя.
Инклюзивная и поддерживающая среда
Лояльность строится там, где человек чувствует, что он в своей среде. В 2025 году это означает:
- отсутствие дискриминации;
- поддержка ментального здоровья;
- уважение к личному пространству и разнообразию.
Выделяют три типа лояльности:
Поведенческая – присуща людям, давно работающих в коллективе. Как правило, появляется, когда человек долго работает на одном месте и боится менять работу. Такой тип мотивации может возникать из сугубо прагматичных взглядов: не хочется прерывать трудовой стаж или прерывать выплаты в пенсионный фонд. Чаще всего такой тип лояльности присущ старшему поколению.
Аффективная – возникает в компаниях с положительным психологическим внутренним климатом. Сотрудникам с таким типом лояльности хорошо в компании из-за дружественных отношений и внутреннего комфорта. Большую роль для этого типа лояльности играет организация досуга в компании: тимбилдинги, корпоративы, совместное обучение и так далее.
Нормативная – возникает, когда сотрудника кто-то или что-то держит в компании. Ему не хочется продолжать работу в организации, но мнение окружающих, чувство долга или другие подобные факторы привязывают человека к компании.
Выделяют 5 уровней лояльности:
- Начальный — на этом уровне у сотрудника формируется чувство принадлежности к коллективу и компании.
- Уровень поведения — на этом этапе происходит формирование в сознании сотрудника корпоративной культуры за счет проведения различных корпоративных мероприятий.
- Уровень способностей — на этом уровне важно подбирать персонал не только по профессиональным навыкам, но также по личностным характеристикам. Только в этом случае штат компании пополнится мотивированным специалистом, который преследует такие же цели, что и компания.
- Уровень убеждений — на этом этапе ценности компании становятся ценностями самого работника, лояльность которого по отношению к работодателю является достаточной. Обычно это ведущие специалисты и руководители отделов, которые удовлетворены условиями работы и имеют приличный стаж именно в данной организации. Если будут изменены основные ориентиры и корпоративные идеалы, лояльность этих работников будет потеряна.
- Уровень идентичности — на этом уровне находятся руководители компаний, которые в развитие своего детища вложили не только финансовые активы, но и душу. Разумеется, что уровень лояльности в данном случае будет максимальным.