Как компаниям менять стратегию работы с учетом новой реальности?
Управление изменениями — это системный подход к трансформации организации.
Чтобы вовремя понять, что пора трансформироваться, нужно всегда учитывать и знать текущую обстановку в компании и планы на будущее.
Причины изменений
Компания не может годами ничего не менять в стратегии или технологии и при этом оставаться конкурентоспособной. Это просто невозможно, т.к. современная экономика – это новые технологии, новые виды продукции и услуг, новые рынки. Соответственно внутри компании постоянно происходят процессы, способствующие её подстраиванию под новые внешние и внутренние реалии.
Таким образом, причины изменений, происходящих в компании, распадаются на две группы: внешние и внутренние.
Внешние причины изменений обычно носят объективный характер, т.е. не зависят от компании. Приведём примеры внешних причин изменений – это: конкуренция (действия конкурентов, развитие технологий в других отраслях, но меняющих отрасль компании); финансовая нестабильность (колебание процентной ставки, курса валют, инфляция); инновации в менеджменте (прогрессивные технологии решения управленческих задач); политика (санкции и др.); социальные тенденции (рождаемость, миграция населения и др.); изменения рынка труда (рост или снижение образования, повышение или снижение квалификации и др.).
Внутренние причины изменений, как правило, являются субъективными, т.е. зависящими от компании. Например, самые распространённые причины – это бюрократизация аппарата управления, приводящая к увеличению управленческих расходов; следование устаревшим ценностям, миссии и стратегии, что тормозит развитие компании; невозможность контролировать развитие с сохранением уровня рентабельности на определенных этапах роста; невозможность добиться от системы в целом (частью которой являются сотрудники, инструменты управления, технологические процессы и т.п.) запланированных результатов; постоянные сверхусилия на уровне топ-менеджмента, первых лиц и собственников в работающем и, казалось бы, отлаженном бизнесе и невозможность функционирования процессов в «автоматическом» режиме.
Другими словами, под давлением внешних и внутренних обстоятельств компании вынуждены разрабатывать новые продукты и услуги, менять собственные стратегии, системы и структуры управления. В противном случае возникает существенный риск навсегда отстать от конкурентов и потерять бизнес.
Что такое управление изменениями и кто этим занимается
Управление изменениями — это системный подход к трансформации организации. Кроме того, это соответствующая дисциплина в управленческой науке. Дисциплина содержит набор методик, рекомендаций и принципов, которые помогают внедрить изменения в организации.
Что в этом случае понимают под изменением? Это добавление, видоизменение или удаление чего-либо, что может повлиять на структуры компании. Рост продаж в отделе — это не изменение. Рост не меняет процессы. Новые регламенты для менеджеров по продажам или внедрение CRM-системы — это изменения.
Вот несколько примеров изменений в компании:
- обновление бизнес-процессов, внедрение новых регламентов;
- создание новых должностей, которое приводит к пересмотру устоявшихся процессов;
- внедрение новых IT-продуктов для управления: CRM-систем, ERP-систем и тому подобного;
- создание новых подразделений;
- замена оборудования;
- обновление технологий производства;
- запуск системы обучения сотрудников.
Цель управления изменениями — повысить вероятность успеха, снизить затраты и уменьшить стресс сотрудников. Когда менеджеры осваивают управление изменениями, часто они изучают:
- модели управления изменениями. Это общие концепции, которые описывают, как нужно внедрять изменения;
- рекомендации по лидерству для руководителей, работающих с изменениями;
- советы и методики по работе с сотрудниками, которых касаются изменения, — как их мотивировать, как обучать;
- рекомендации и техники по изменению корпоративной культуры;
методики по внедрению технических изменений — например, ERP-систем.
Такие методики касаются не столько технических, сколько организационных аспектов. Это обучение сотрудников, подготовка регламентов и так далее.