Как издержки могут разрушить ваш бизнес?
Издержки — все затраты, которые несут предприниматели.
Главная цель любого бизнеса — извлечение прибыли. Для того чтобы ее получить, надо правильно рассчитывать издержки.
Издержки — все затраты, которые несут предприниматели. Это расходы на аренду помещения, покупку сырья и материалов, хранение и доставку, зарплату работникам, налоги, оплату коммунальных счетов и многое другое.
Чем больше издержек, тем ниже прибыль бизнеса, так как в первую очередь выручка уходит на покрытие затрат.
Для чего необходимо рассчитывать издержки?
Расчёт издержек помогает предпринимателям:
- Определить правильную цену на товар или услугу. Если занизить стоимость, дохода не будет, если завысить, продукт станет неконкурентоспособным;
- Спрогнозировать развитие. Деление расходов на категории позволяет эффективно распределять ресурсы, планировать прибыль и строить стратегию на будущее;
- Предусмотреть кассовый разрыв;
- Уменьшить налоговую нагрузку.
В работе с издержками необходимо в первую очередь разделить затраты на переменные и фиксированные. Стоит учитывать, что в рамках одной статьи расходов могут быть и переменные, и постоянные издержки.
Составляющие издержек производства
В состав издержек производства входят:
затраты на сырье и материалы;
затраты на труд;
затраты на оборудование и инфраструктуру;
затраты на энергию и коммунальные услуги;
затраты на транспорт и логистику;
административные и общепроизводственные расходы;
прочие расходы.
Издержки производства являются неотъемлемой частью бизнеса и оказывают влияние на цену продукта или услуги, а также на рентабельность предприятия.
Пути снижения расходов: что можно и что нельзя
Основное правило — сокращать по максимуму постоянные или фиксированные затраты. При уменьшении прибыли покрыть их будет сложнее. Переменные расходы зависят от объема продаж, поэтому их снижают по минимуму.
Сокращение расходов
Итак, за счёт чего сокращать?
Закупочные цены. Начните с наиболее крупных статей расходов. Проанализируйте цены, по которым закупаете товар или платите за услуги, с точки зрения их соответствия рыночным, ещё лучше — самым низким ценам в сегменте. Возможно, вам также стоит рассмотреть вариант перехода на дешёвые отечественные или китайские аналоги привычных западных товаров.
Бюджеты по разным статьям. Термин «бюджетирование» звучит для кого-то непривычно и непонятно, а речь всего лишь о планировании расходов, которое в перспективе станет основой финансового здоровья компании. Разрабатывая бюджеты, вы получаете понимание, что ждёт бизнес в части финансов и где можно сэкономить. Кроме того, бюджет позволяет оценивать и контролировать результаты работы коллектива.
Сначала бюджет формируется с опорой на данные по расходам за предыдущие периоды, а затем расходы по некоторым статьям, как правило, пересматриваются. Так, в кризис, скорее всего, потребуется решиться на сокращение бюджета на 30-50%.
Налоги. Сейчас главный тренд в части «экономии» на налогах — в снижении рисков. Это позволяет в будущем избежать налоговых претензий и штрафов, а значит, в итоге действительно платить меньше. Есть и другие абсолютно законные способы сократить налоговые расходы.
Далее необходимо проработать статьи доходов.
Кризис — самое время для того, чтобы сосредоточиться на доходной части бизнеса и постараться увеличить прибыль. Сделать это можно следующими путями:
- увеличить оборот;
- поднять маржинальность;
- снизить расходы.
Чтобы увеличить прибыль, в первую очередь проанализируйте все товары/работы/услуги, которые продаете или предлагаете. Затем посмотрите, что предпринимают конкуренты, и сверьте данные с общей стратегией и поправками на кризис. После этого необходимо решить, что в центре внимания, а что уже не актуально.
Как правило, в кризис необходимо предельно сосредоточиться на позициях, которые приносят прибыль, и исключить опции, которые на доход и продажи почти не влияют.
Рассмотрите дополнительные источники финансирования
Кризис в компании наступает тогда, когда расходы становятся больше доходов. Как ликвидировать кассовые разрывы:
- Поднять качество и эффективность работы, сократить издержки, увеличить доходы, то есть мобилизовать все внутренние резервы компании.
- Привлечь чужие деньги. Это, конечно, не самый этичный способ, но крупные компании применяют его сплошь и рядом.
- Привлечь деньги акционеров.
- Взять кредит или займ, воспользоваться услугами лизинга или факторинга. Правда, учитывайте, что, прежде чем дать кредит, банки попросят сведения о размере выручки и прибыли компании, о вашем личном капитале, задолженностях и т.д
- Привлечь деньги за счёт эмиссий, акций, облигаций или продать часть бизнеса. Можно рассмотреть продажу доли акций. Как вариант, продать бизнес и остаться управляющим или полностью из него выйти.