Как делать SWOT-анализ своего бизнеса?
Пошаговая инструкция для начинающих предпринимателей
Предназначение и составляющие SWOT-анализа
Серьезные шахматисты начинают готовиться к партии задолго до ее начала – выбирают дебют, смотрят разборы позиций, определяют возможные варианты развития. Слабый соперник позволит реализовать план в полной мере. А что если сильный? Тогда по ходу игры будут возникать так называемые «критические позиции». При них игрок не обдумывает ход, а старается оценить позицию целиком: какие уязвимости есть у своего короля, какие слабости есть в позиции короля соперника, на какой фланг надо стягивать фигуры для успешной атаки и так далее. И только оценив все эти факторы, шахматист ищет нужные ходы.
Принципы ведения бизнеса в чем-то схожи с шахматными. Еще до выхода на рынок необходимо его оценить и понимать, что ты будешь там делать. А также по ходу развития бизнеса весьма желательно останавливаться и стараться увидеть всю картину целиком. Разбор шахматной «критической позиции» в бизнесе называется SWOT-анализ.
Для любого бизнеса важно реально видеть внутренние ресурсы компании (которые можно развивать), а также внешние угрозы (зачастую они находятся вне зоны воздействия, но к ним можно готовиться). Простое понимание этих моментов даст возможность принимать более четкие шаги для сохранения и развития компании.
SWOT-анализ предполагает, что для успешного развития коммерческого проекта необходимо учитывать следующие характеристики:
- S (strengths) – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки. За счет этого фирма увеличивает продажи, присутствие на рынке, чувствует уверенность в конкурентной борьбе.
- W (weaknesses) – слабые стороны. Недостатки, где и в чем вы проигрываете конкурентам. Эти характеристики тормозят рост прибыли, мешают развитию, тянут назад.
- O (opportunities) – возможности. Это рычаги, которые находятся в руках бизнеса и поддаются прямому воздействию. Например, повышение квалификации сотрудников и прочее;
- T (treats) – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых вами решений.
Как делать SWOT-анализ?
Шаг 1. Выписываем основные цели и задачи компании.
Шаг 2. Заносим в список сильные и слабые стороны. Можно использовать следующие вопросы или аналогии к ним:
– В чем сильны наши сотрудники?
– Есть ли преимущества в технологиях, методиках работы перед конкурентами?
– УТП нашего бренда?
– Почему нас выбирают покупатели, клиенты?
– Какие есть характеристики у продукции?
– Что мы делаем лучше других на рынке?
– Какие сферы мы освоили «на отлично», помимо основной деятельности?
– В чем мы слабы по сравнению с конкурентами?
– Что мешает внедрять инновации в работу, техническое оснащение?
– Какие есть недостатки маркетинга, рекламы?
– Что мешает развиваться по стратегическому плану?
Шаг 3. Группируем ответы в таблицу, даем им названия: сильные и слабые стороны. Обсуждение полученной информации с коллегами, партнерами.
Шаг 4. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
Шаг 5. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Это внешние факторы – противодействие конкурентов, снижение доходов населения, изменение законов, курс тенге и прочее. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
Шаг 6. Заносим возможности и риски в таблицу. Анализируем, как можно использовать «силу» для преодоления «слабости» и эффективной защиты от неконтролируемых факторов.
Шаг 7. Проектируем стратегию развития на основе полученных данных.
Примеры SWOT-анализа
Для сети столовых
Сильные стороны – быстрое приготовление пищи, партнерство с местными пекарнями и поставщиками продуктов, обслуживание всех групп ЦА (дети, подростки, студенты, работники, пенсионеры), продукты от частников (качество).
Слабые стороны – слабая узнаваемость бренда, конкуренция с Макдональдс, большие затраты на рекламу.
Возможности – задействовать активных клиентов среди молодежи в качестве промоутеров для бюджетной рекламы в вузах и школах. Доставка еды на дом и в офис. Добавить в меню полезные продукты.
Угрозы – конкуренция с Макдональдс и Бургер Кинг. Противодействие сторонников здорового питания.
Для мебельной фирмы
Сильные стороны: бесплатный выезд замерщика на любой заказ, широкий ассортимент – все типы мебели, индивидуальный заказ, цены в 2 раза ниже рыночных, отличная репутация на рынке.
Слабые стороны: нет хорошего сайта с выбором продукции, платная доставка, не фирменная фурнитура.
Возможности: расширить географию услуг за счет платной доставки в другие города, заказать сайт агентству с продвижением в поиске, заключить договор с местным производителем фурнитуры, получить сертификаты.
Угрозы: кризис, спад покупательской активности, сильные конкуренты, повышение налогов.
Плюсы и минусы SWOT-анализа
К основным достоинствам данного маркетингового инструмента относят:
- Простота проведения для любых компаний. Экспресс-анализ может провести любой предприниматель или группа сотрудников без помощи профессионалов.
- Не нужно собирать массивы информации для проведения расчетов. Довольно часто все данные уже под рукой, нужно их только систематизировать.
- Проектирование перспектив компании.
- Укрепление конкурентных преимуществ, разведка ситуации на рынке.
- Выявление угроз, которые являются наиболее критичными в текущем положении, принятие мер для эффективной защиты
К недостаткам относят:
- SWOT-анализ не дает четких числовых показателей или руководств к действию. В первую очередь – это наглядная, структурированная информация. Добавить к ней работу аналитиков – будет лучше.
- SWOT показывает слепок компании в конкретный момент времени. Если ситуация на рынке изменяется или происходят перемены внутри компании, то расчеты следует делать заново.
- SWOT оперирует субъективными показателями, что усложняет работу.