preloader

Что такое ГЧП и с чем его едят?

Что такое государственно-частное партнёрство? В чем взаимовыгодность таких отношений? Попробуем разобраться.

ГЧП в теории

С точки зрения государства работа в партнёрстве с частным бизнесом имеет несколько преимуществ. Во-первых, частники практически всегда являются более эффективными управляющими. Во-вторых, в совместные проекты бизнес вкладывает часть своих денег, что снижает нагрузки на региональные или республиканский бюджет. В-третьих, в целом улучшается культура инвестирования.

А что имеет частный бизнес от партнерства с государством? Во-первых, большая часть инвестиций будет со временем возвращена. Во-вторых, компания зачастую получает стабильный спрос за счет госзаказа. В-третьих, получение различных согласований и прочих разрешительных документов становится проще.

В пользу инвесторов также говорит соотношение вложений. По международным стандартам соотношение частных и государственных инвестиций в проекты ГЧП составляет 3 к 1-му. Иными словами, на каждый 1 государственный тенге, инвестированный в проект, на долю частника приходится 3 тенге соответственно. В Казахстане же, наоборот, соотношение 1,5 к 1, то есть на 1,5 тенге гос. финансирования приходится только 1 тенге со стороны частника.

За 5 лет существования схемы ГЧП было зарегистрировано 1335 проектов, в ходе которых со стороны частников привлечено 1 трлн 142 млрд тенге. Для государства, это несомненно выглядит привлекательным и оно продолжает штамповать проекты для привлечения бизнеса и его инвестиций.

ГЧП на практике

Список предлагаемых государством проектов можно посмотреть на сайте АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». Среди прочего там есть:

— Установка детских площадок и благоустройство дворов многоэтажных домов

— Модернизация и эксплуатация Шымкентской городской станции скорой медицинской помощи

— Организация и эксплуатация детско-юношеской спортивной школы по стрельбе

— Строительство и эксплуатация школы искусств в административно-деловом центре в городе Шымкент

— Создание и внедрение автоматизированной системы по сбору данных об авиапассажирах

— Внедрение и адаптация информационной системы безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок (e-Freight)

— Строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии «Станция Шар-Усть-Каменогорск»»

— Создание, внедрение и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы электронных журналов и дневников «Күнделік»

Большинство проектов по механизму ГЧП заключено в сферах образования и здравоохранения, однако еще инвесторов также ждут в областях:

— транспорт и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры

— энергетика

— жилищно-коммунальное хозяйство

— телекоммуникации

ГЧП и сложности

При казалось бы идеальной схеме партнерства все-таки находятся изъяны. Те, кто контролирует государственные расходы, считают, что частники не всегда эффективно и рачительно подходят к расходованию средств. То есть переплачивают, раздувают расходы. И способствует этому отсутствие цифровизации в системе ГЧП.

Поэтому государство в 2019 году ввело категоризацию проектов по степени финансирования.

I категория – полное возмещение. Полное возмещение инвестиций и операционных затрат частного партнера из бюджета;

II категория – частичное возмещение. Возмещение инвестиций за счет бюджета и за счет услуг с рынка;

III категория – без возмещения из бюджета. Компенсация инвестиционных и операционных затрат из бюджета не требуется. Возмещение происходит за счет услуг (тариф, госзаказ, ГОБМП, платные услуги и другие).

Пока же, без должного контроля и прозрачности, размер госдолга перед инвесторами раздулся до невероятных 3,2 трлн тенге (по данным Миннацэкономики на 01.01.2020).

Сами предприниматели не всегда довольны тем, с какой скоростью государство возмещает понесенные вложения.

«Денежные потоки не гарантированы, каждый год необходимо перезаключать договоры на оказания услуг, отсутствует компенсация при досрочном расторжении договоров, высокие риски неисполнения обязательств со стороны государственного партнера», — дополнили в палате предпринимателей «Атамекен».

Как один из примеров – коллективное обращение бизнесменов Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, работающих в сфере дошкольного образования. Они пожаловались, что по договорам до 2019 года получают 24 тыс. тенге в месяц за одного ребенка, а тем, кто подписал контракт с акиматом после, платят 28 тыс. тенге. Бизнесмены считают это несправедливым. К тому же они несут потери, что уже отразилось на функционировании частных детсадов. Начался отток кадров в госсады, где в 2019 году воспитателям была увеличена заработная плата.

Бизнесмены тоже готовы повысить расходы на оплату труда работников, но при условии пересмотра ранее заключенных договоров ГЧП.

Также отдельные предприниматели сигнализируют о волоките и бюрократизации со стороны госорганов при получении разрешений и даже после подписания договоров.

В итоге, количество проектов с каждым годом снижается. В 2019 их было 648 против 684 в 2018 году. Соответственно, снизился приток инвестиций. В 2019-м он упал с 319,5 млрд тенге до 98,8 млрд тенге.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей