Директ-костинг
Директ-костинг (или прямой костинг) — это метод учета затрат, который позволяет определить себестоимость продукции или услуги, исключая из расчета накладные расходы (косвенные затраты).
Директ-костинг (или прямой костинг) — это метод учета затрат, который позволяет определить себестоимость продукции или услуги, исключая из расчета накладные расходы (косвенные затраты).
В отличие от традиционных методов учета затрат, таких как полная себестоимость или стандартная себестоимость, директ-костинг фокусируется только на переменных затратах, которые непосредственно связаны с производством товаров или предоставлением услуг.
При использовании директ-костинга в себестоимость продукции или услуги включаются только прямые материальные затраты, прямая рабочая сила (заработная плата и премии прямых работников) и прямые затраты на производство (например, энергия, расходуемая непосредственно на производство). Однако накладные расходы, такие как административные расходы, расходы на содержание общественного пользования и прочие косвенные затраты, не учитывают, а собирают на отдельном счете и относят на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.
Директ-костинг часто используется в управленческом учете для принятия оперативных решений и определения влияния изменений объема производства на прибыль компании. Он позволяет лучше увидеть, какие затраты действительно связаны с производством и как изменения объема производства могут повлиять на прибыльность бизнеса.
Ключевым для реализации основной идеи метода директ-костинг является разделение затрат на прямые и косвенные, а также на переменные и постоянные.
Для этого обычно применяется один из следующих методов:
— метод наивысшей и наинизшей точек;
— метод корреляции;
— метод наименьших квадратов;
— метод технологического нормирования;
— метод анализа счетов.
Директ-костинг применяется в различных областях и секторах бизнеса, например в таких, как:
— Производственные предприятия. Метод позволяет предприятию более точно определить, какие затраты связаны с конкретной продукцией и как изменения объема производства влияют на прибыльность.
— Сфера услуг.
— Управление проектами.
— Принятие решений.
Основными видами директ-костинга являются:
- Прямой переменный директ-костинг: в этом случае учитываются только прямые переменные затраты, такие как прямые материальные затраты и прямая рабочая сила. Косвенные затраты полностью исключаются из расчета.
- Прямой полный директ-костинг: в этом случае в расчет включаются прямые переменные затраты, а также часть накладных расходов, которые могут быть прямо отнесены к конкретной продукции или услуге. Прямая доля накладных расходов определяется на основе некоторых критериев, таких как пропорциональное распределение этих расходов по объему производства или использование специальных ключей распределения.