Брендбук: что это, как его заказать и для чего он необходим?
Брендбук — это внутренний маркетинговый документ компании.
Брендбук — это внутренний маркетинговый документ компании. Он не публикуется в открытом доступе, потому что содержит стратегию бизнеса с описаниями конкурентов, платформой бренда, исследованиями аудитории и рынка. Брендбук занимает центральное место в общей системе брендинга и применяется специалистами, чтобы сформировать имидж компании для клиентов и покупателей.
Набор идеи, цветов, шрифтов, подачи графики сформирует в голове клиента единый уникальный образ вашего бренда, который поселится глубоко в подсознании, а если брендбука не будет все рассыплется, поэтому так важно сохранить единообразие бренда.
Универсальной структуры для разработки брендбуков нет, но есть базовые пункты, без которых нельзя обойтись:
- Портрет целевой аудитории;
- Анализ конкурентов;
- Маркетинговая стратегия бренда;
- Написание названия бренда, его произношение, значения и правила грамматического использования;
- Слоган или девиз;
- Tone of voice бренда;
- Логотип или фирменный знак;
- Типографика;
- Цветовые решения;
- Иллюстрации;
- Примеры использования дизайна на разных носителях.
В брендбук можно включить историю компании, корпоративный этикет, особенности общения с клиентами.
Кому и когда необходим брендбук
Брендбук создают не все компании, но иногда его наличие действительно необходимо. В первую очередь целью является повышение узнаваемости фирмы, а также желание сократить текущие расходы. Итак, когда и кому необходим брендбук:
- Аутсорс. Если фирма постоянно нанимает внештатных маркетологов и дизайнеров.
- Растущий бизнес-проект. Если компания расширяет бизнес, то брендбук поможет быстрее интегрировать большое количество новичков в коллектив, а руководству – не тратить время на их обучение.
- Франшиза. Если в планах есть открытие новых офисов и представительств в других регионах или компания занимается франшизой, то создание книги необходимо для выработки единого стандарта.
- Конкурсы. Для крупных компаний, которые назначают исполнителя работ, например, для изготовления рекламных материалов, на основании результатов тендера и взаимодействуют с разными участниками, необходимо, чтобы претенденты получали единую информацию об идеологии предприятия, требованиях к фирменному стилю и принципах выбора победителя.
Этапы создания брендбука
Подготовительный этап. Представляет собой заполнение предоставленного разработчиком или самостоятельно созданного брифа. Заказчику необходимо определить все элементы бренда, нуждающиеся в стандартизации и детальном описании. Также требуется предоставить информацию о компании и ее целевой аудитории.
Обсуждение пожеланий. Исполнители уточняют основные пожелания заказчика, систематизируют полученные данные и формируют структуру будущего документа. Согласовываются ключевые моменты: стоимость и план проведения работ, сроки поэтапной реализации проекта, оформляются договорные отношения между подрядчиком и заказчиком.
Разработка концепции. Изучив целевую аудиторию заказчика, исполнители проводят исследование конкурентов и их рыночной активности, а затем предоставляют заказчику несколько вариаций оформления брендбука. Как только последний определится с устраивающей его концепцией, исполнители приступает к собственно разработке прототипа брендбука: его технической, графической, идеологической составляющей.
Финальная презентация продукта. Финальная презентация готового прототипа книги бренда заказчику в электронном виде и его итоговое согласование. На этом этапе вносятся правки и небольшие корректировки, возможен дозаказ разработки дополнительных элементов бренда, изначально не упомянутых в брифе. Утверждается итоговый дизайн-проект брендбука, документ проходит верстку и предпечатную подготовку.
Создание самого документа. Процесс создания brand book завершает собственно передача готового документа заказчику в том виде, в котором было оговорено: в печатном или электронном виде, иногда и то, и другое. Компания получает исходники описанных элементов фирменного стиля и рекомендации по их использованию, выплачивает оставшееся вознаграждение подрядчику.