preloader

Простой организации, процедура и порядок проведения

Согласно нормам Трудового кодекса РК, простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера, а также в случаях введения чрезвычайного или военного положения, объявления чрезвычайной ситуации либо при введении иных ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по решению государственных органов или их должностных лиц. 

Простой предприятия довольно неприятный момент для предпринимателей, сотрудников т. к. это несет определённого рода потери как финансовые со стороны производства, так и со стороны сотрудников, потерявших стабильный доход. Причиной простоя могут быть как внешние обстоятельства — это карантин, ЧС, падения объёмов производства, так и внутренние, например, ликвидация предприятия, изменение или внедрение методов производства и т. д. Тем временем, простой может коснуться всего предприятия, определённой части сотрудников либо только одного работника. 

Согласно нормам Трудового кодекса РК, простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера, а также в случаях введения чрезвычайного или военного положения, объявления чрезвычайной ситуации либо при введении иных ограничительных мероприятий, в том числе карантина, по решению государственных органов или их должностных лиц. 

Простой может возникнуть: 

  • по вине работодателя; 
  • по вине работника; 
  • по причинам, не зависящим от работодателя и работника.

Простой по вине работодателя 

Простой может коснуться всего предприятия в целом, определённой части работников либо только одного работника. Причины данного явления могут быть разные. 

Можно выделить основные причины простоя предприятия: 

  • причины организационного характера (ликвидация, разделение либо другие структурные изменения предприятия); 
  • причины технологического характера (изменение или внедрение новых методов производства);  
  • причины технического характера (выход из строя действующего оборудования, замена устаревших или ненужных комплектующих); 
  • причины экономического характера (кризис, нехватка материальной составляющей); 

Простой по вине работника 

Причины и обстоятельства данного вида простоя законодательством точно не определены. Так как работник может совершить деяние как действием, так и бездействием. Также необходимо учесть какие именно деяния и что послужило причиной простоя, это может быть прямой умысел или простая неосторожность сотрудника. Не всегда поведение работника, необходимо считать противоправным. Зачастую простой по вине работника возникает по его неосторожности. Ведь сложно представить ситуацию, когда работник нарочно портит оборудование либо создает аварийную ситуацию, вследствие которой он не только лишается оплаты труда, но и рискует быть уволенным за преднамеренное нарушение трудовых обязанностей. Для установления обстоятельств и причин произошедшего необходимо разбирательство и решение комиссии. 

Простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника 

Считается таковым, если он возник по причине: 

  • отключения магистрального электричества и иных необходимых для работы коммуникаций; 
  • форс-мажорных обстоятельств; 
  • погодных обстоятельств; 
  • макроэкономических, внешнеполитических факторов; 
  • введенного в стране чрезвычайного положения; 
  • введения карантинных мер. 

Порядок оформление простоя 

При возникновении причин, повлекших наступление простоя организации, руководитель обязан документально оформить данную процедуру.  

Конкретный способ оформления простоя законодательство не предусмотрен, но существует определенный алгоритм действий в данном случае. 

 Руководитель организации издает приказ, в котором указывает: 

  • причину простоя; 
  • период простоя (если это возможно); 
  • сотрудников, которых касается данная процедура; 
  • местонахождение и занятость работников во время простоя (указывается только период рабочего времени). 

С данным приказом должны быть ознакомлены все заинтересованные сотрудники организации. 

В случае отмены простоя издается соответствующий приказ.  

Оплата периода простоя организации          

Порядок оплаты времени простоя определяются трудовым, коллективным договорами. Оплата простоя по причине, не зависящей от работодателя и работника, устанавливается в размере не ниже минимального размера заработной платы (по состоянию на 2023 год — 70 000 тенге), по вине работодателя – в размере не менее пятидесяти процентов от средней заработной платы работника. Законодательством установлены только минимальные пределы оплаты, тогда как трудовым или коллективным договорами может быть установлен более высокий размер оплаты. 

Время простоя, допущенного по вине работника, оплате не подлежит. 

Перевод работника в связи с простоем на производстве 

Трудовым законодательством предусмотрено право работодателя перевести работника без его согласия на весь период простоя на другую работу (не противопоказанную ему по состоянию здоровья). 

  • временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости; 
  • перемещение работника на другое рабочее место; 
  • временный перевод на работу к другому юридическому лицу (прикомандирование работника). 

Также перевод работника в связи с простоем необходимо производить с учётом его профессии, специальности, квалификации, должности. При временном переводе работника на другую работу в связи с простоем труд оплачивают по выполняемой им работе. 

 Если работников временно перевели на нижеоплачиваемую работу, то за работниками, выполняющими нормы выработки, сохраняется средняя заработная плата, выплачиваемая ему на прежней должности. Тем сотрудникам, которые не выполняют нормы выработки, труд оплачивают согласно выполненной работе, но не ниже их тарифной ставки. 

Таким образом простой на предприятии может быть вследствие различных причин. В любом случае это неприятный период для любой организации и ее сотрудников. Как показывает практика не все организации готовы к данному форс-мажору. Отсюда следует, что руководителю совместно с уполномоченными подразделениями необходимо подготовить либо изменить действующую документацию, которая регламентирует деятельность организации во время простоя.  

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей