Метод Pipeline и как его использовать в продажах?
Пайплайн (pipeline) — это документ активности, в котором отражены все действия отдела продаж.
Пайплайн (pipeline) — это документ активности, в котором отражены все действия отдела продаж.
Данную систему управления продажами обычно используют компании, у которых нет сложностей с привлечением лидов, но есть проблемы с их конвертацией в клиентов. Также пайплайн популярен в нишах с длинным циклом продаж.
Инструмент помогает поработать над качеством взаимодействия, сделать процесс продаж более эффективным и не потерять потенциальных клиентов по пути.
Цель — наладить цикл продаж и увеличить количество лидов, которые доходят до покупки.
Что входит в пайплайн?
Элементы пайплайна могут варьироваться в зависимости от потребностей бизнеса, но обычно в него входят следующие составляющие:
- Информация о клиенте — имя или название компании с указанием контактного человека, контактные данные (телефон, email, мессенджеры);
- имя ответственного сотрудника, который ведет сделку;
- этап, на котором находится сделка, и описание следующих действий;
- сумма сделки;
- вероятность совершения сделки. Отображается в процентах, повышается с переходом на каждый новый этап;
- дата старта работы с клиентом и планируемый срок закрытия сделки;
- другая информация, которая может быть полезной, например причины отказа или перенос сделки на неопределенный срок;
- прогноз продаж по всем клиентам.
Как использовать pipeline?
Чтобы повысить эффективность работы отдела, информацию в пайплайн нужно вносить регулярно. Из документа можно посмотреть несколько ключевых моментов:
Размер ожидаемой прибыли и денежного потока.
Часть клиентов отваливается на этапе переговоров. Когда менеджер вносит в таблицу всю информацию по сделкам, он может прогнозировать уровень продаж в будущем.
Руководителям легче ставить цели по продажам и планировать бюджеты. Продавцам — искать слабые места и повышать эффективность своей работы. Собственникам бизнеса — находить источник и масштабировать бизнес.
Эффективность распределения ресурсов.
Начинающие продавцы часто неправильно распределяют силы. Они сосредоточены на клиентах, которые требуют много внимания. Такие покупатели готовы заключить сделку не всегда, при этом менеджер тратит время на их обработку и не занимается привлечением более выгодных клиентов.
Жизненный цикл товара.
Специфика продукта влияет на скорость заключения сделки. При продаже сложных продуктов на согласование всех деталей уходят месяцы. Пайплайн помогает определить средний срок заключения сделки и найти клиентов, которые затягивают с решением.
Слабые места.
С помощью пайплайн можно оптимизировать отдельный этап переговоров или упростить всю процедуру.
Результативность отдела.
Успешных специалистов можно поощрять, отстающих — направлять на обучение. Это повысит эффективность работы отдела в целом и отдельных специалистов.
Для чего нужен пайплайн в продажах?
Пайплайны позволяют не только планировать и в реальном времени контролировать процессы в рамках ведения клиента, но и решают целый ряд дополнительных бизнес-задач:
Отработка возражений. Благодаря детальному описанию каждого этапа коммуникаций с клиентами можно оперативно влиять на ситуацию, определять факторы, которые замедляют процесс продаж, решать спорные вопросы, находить причины отказов и повышать конверсию.
Грамотное распределение ресурсов. Организация регулирует нагрузку на специалистов исходя их количества сделок и их сложности. В соответствии с данными можно менять график работы сотрудников, планировать сверхурочное время, график отпуском с возможностью замещения.
Определение эффективности деятельности сотрудников. Детально составленные пайплайны помогают определять наиболее сильных и отстающих менеджеров. Чтобы исправить ситуацию, можно планировать обучение персонала, делать кадровый резерв сотрудников.
Пайплайны часто используют как альтернативу для CRM-системы. Из внимания руководителей и рядовых сотрудников не пропадают ни одна деталь переговоров. Для повышения эффективности пайплайнов и анализа данных организации дополнительно подключают сервисы IP-телефонии.
Сервисы IP-телефонии для роста эффективности пайплайнов:
Записи телефонных звонков. В любой момент руководитель отдела или компании может прослушать телефонный разговор с клиентом и определить, как специалист работает с возражениями, какие альтернативные решения предлагает в случае отказов и т.д. Аудиофайлы можно хранить в облаке и прослушивать в любой удобный момент.
Расшифровка звонков. Чтобы не терять время, компании часто преобразуют звонки в текст и анализируют эти данные в удобном формате. С помощью языковой модели GPT можно создавать краткие резюме по итогам каждого телефонного звонка, фиксировать договоренности и переносить их в пайплайн в соответствующий раздел сделки.
Сервис речевой аналитики. С помощью данного решения можно изучать звонки за считанные минуты. Сотрудники ищут договоренности по ключевым словам, определяют наиболее результативные скрипты продаж, отрабатывают недовольства клиентов и т.д. Руководитель определяет уровень компетенций сотрудников, контролирует соблюдение стандартов обслуживания.