preloader

Что такое Сustomer journey map 

Customer journey map — это визуальная карта опыта клиента с момента, когда он впервые узнаёт о компании, до первой покупки и далее по маршруту, когда он переходит в разряд постоянных клиентов. 

Customer journey map — это визуальная карта опыта клиента с момента, когда он впервые узнаёт о компании, до первой покупки и далее по маршруту, когда он переходит в разряд постоянных клиентов. 

Для чего используют CJM 

Customer journey map — это целая стратегия, которая наглядно помогает понять, какими путями клиенты приходят в компанию. Если мы собираем материалы о пользовательском опыте в виде пути на одной карте, нам легче увидеть полную картину и понимать, что происходит. 

Разработка CJM важна для того, чтобы знать потребности наших клиентов на более глубоком уровне: 

  • повысить лояльность клиентов, а значит, сократить отток и увеличить процент повторных покупок; 
  • видеть моменты принятия решения на разных стадиях — знакомства, покупки и пользования продуктом; 
  • следить за изменениями поведения клиента и быстро на них реагировать; 
  • знать, какие эмоции испытывает клиент, когда взаимодействует с компанией и продуктом; 
  • сократить цикл продаж и увеличить конверсию. CJM помогает убрать лишние точки взаимодействия и упростить путь клиента; 
  • сглаживать нестыковки, исправлять проблемы и ошибки, которые мешают позитивному пользовательскому опыту; 
  • привлекать действующих сотрудников или дополнительных специалистов, чтобы вместе прорабатывать слабые точки и обрывы в пользовательском пути; 
  • увеличивать лояльность клиента по отношению к компании, так как ему становится удобнее быть с нами; 
  • снизить риск неудачи нового продукта. CJM выступает как инструмент исследования потребностей будущих клиентов; 
  • оценивать риски и выдвигать гипотезы, работать над эффективностью системы продвижения. 

Всё направлено на то, чтобы сделать маршрут клиента предсказуемым и контролируемым. 

Карта пути пользователя — это инструмент, который помогает улучшить клиентский опыт. 

Элементы CJM 

Традиционно CJM включает следующие элементы: 

Процесс покупки – все этапы, которые пройдёт потребитель. Базовый список включает осознание потребности или проблемы, потребности найти решение, покупку, доставку, пользовательскую поддержку, повторную покупку, прекращение использования. 

Точки контакта – сайты, соцсети, мобильное, приложение, наружная реклама и прочие носители, где клиент получает довольно много информации о продукте и может заказать его. 

Действия клиента на каждом этапе – скажем, изучение персональных отзывов или обсуждение покупки с близкими. 

Критичность шага – расстановка наиболее важных приоритетов, чтобы понять, насколько важен каждый уровень для принятия решения. 

Эмоции и мысли, которые посещают клиента на каждом этапе пути. 

Цели, которых хочет достичь клиент, и его ожидания от бренда. 

Барьеры – препятствия, которые мешают клиенту купить товар, поэтому он отказывается от покупки. Это может быть, например, отсутствие достоверной информации о товаре на сайте или вывески у офлайн-магазина. 

 Как построить путь клиента 

Данные для карты не должны основываться на догадках и предположениях. Чтобы правильно составить путь клиента до покупки, нужно проводить исследования и работать с системами аналитики. 

 Процесс создания состоит из нескольких этапов. 

Сбор информации о клиенте 

Работа начинается с создания персонажа с понятными целями, интересами и потребностями. Вам нужно проанализировать целевую аудиторию и сформировать на основе этих данных собирательный образ потенциального клиента. 

Вам нужно собрать подробные данные по каждому из персонажей: каким образом они узнают о компании, к кому из конкурентов обращаются, почему решают сотрудничать именно с вами или отказываются от услуги. Если подробно изучить интересы и ценности каждой группы, привлекать и удерживать клиентов станет гораздо проще. 

Перечисление точек и каналов взаимодействия 

На этом этапе на карту наносятся все точки, в которых клиент соприкасается с вашим брендом. Вариантов может быть масса: от сайта и приложения до личного общения с менеджером и встречи с курьером. 

Чем больше точек появится на карте пути клиента, тем подробней будет картина. Если представители компании периодически находят потенциальных клиентов через родственников и знакомых или отвечают на вопросы в социальных сетях — добавляйте это на карту. 

В CJM указывается, какие действия совершает клиент, когда пользуется определенным каналом, и каких целей он хочет добиться. 

Чтобы учесть все каналы, можно: 

  • устроить мозговой штурм внутри команды; 
  • общаться с целевой аудиторией напрямую; 
  • заказать маркетинговое исследование; 
  • анализировать работу конкурентов; 
  • самому пройти весь путь пользователя; 
  • использовать «тайного покупателя». 

Определение барьеров и их устранение 

Далее переходим к сложностям и перечисляем критические точки, которые мешают клиенту двигаться от этапа к этапу. 

Препятствия могут возникать не только из-за технических проблем, но и по вине сотрудников. Неправильно прописанные скрипты, навязчивый сервис, неотвеченные звонки, отсутствие консультанта на рабочем месте — все это мешает клиенту совершить целевое действие. В некоторых случаях сложности создают сами потребители, когда боятся, к примеру, обратиться к врачу или стесняются задать вопрос консультанту в магазине. 

Когда список барьеров составлен, нужно найти способы их устранения. Если после внедрения новых решений путь клиента изменился, составьте новый, чтобы оценить результат. 

 

 

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей