preloader

Безналичные платежи: рынок и тенденции

На 1 августа в Казахстане проживало 18,7 млн человек, включая женщин, стариков и детей. Все вместе они имели на руках 32 млн платежных карт, из которых 18,2 являлись активными. Это та основа, которую должен знать предприниматель, для понимания охвата безналичных платежей.

Справедливости ради стоит отметить, что 70% безнала приходится всего на два крупнейших города страны — Алматы и Нур-Султан. Остальные регионы на фоне двух столиц только начинают вкушать удобство безналичных платежей.

Беззаботное безденежье

Чтобы понять насколько они развиты в Алматы, нужно попробовать прожить в городе дня три без «кэша». Сразу скажу, что сделать это легко. Поход в супермаркет – достаточно карточки или телефона; проезд в автобусе – специальные карты Онай; покупка у уличного овощника – перевод по номеру телефона; дворовый магазин – либо карточка, либо перевод; ремонт обуви/одежды, такси – тоже перевод денег через приложение; кафе – карточка или телефон; торговый центр – опять карточка или телефон.

Даже идя по базару, почти у каждого торговца можно увидеть табличку с номером телефона для денежного перевода (зачастую табличка ламинирована – для длительного пользования).

Автор этой статьи перестал носить портмоне за ненадобностью. Единственное место, где необходима наличность – это автомат по розливу питьевой воды.

И хотя с юридической точки зрения денежные переводы по номеру телефона – это переводы между физическими лицами, однако по факту их можно приравнять к бесконтактным платежам.

Цифры отлично демонстрируют рост масштабов безнала. В конце 2019 года 96,5 тысяч предпринимателей использовали 161,7 тысяч POS-терминалов. В сравнении с 2018 годом число предпринимателей выросло на 17%, а количество POS-терминалов на 27%.

Схема работы безнала

Развитие безналичных платежей обусловлено не только удобством для потребителей, но и выгодой для банков, которые зарабатывают на услуге эквайринга. Схема выглядит так. Есть продавец, у которого POS-терминал. Есть покупатель, у которого карточка. Банк, предоставивший терминал называется банк-эквайр. А банк, выпустивший карточку, называется банк-эмитент.

Банк-эквайр за проведенную транзакцию платит банку-эмитенту деньги. По Казахстану данная комиссия в среднем составляет 2,3-3%. Но банк-эквайр закладывает эти деньги в обслуживание, которое ему платит продавец. И еще немного сверху, чтобы заработать.

Еще в этой схеме присутствует платежная система. В Казахстане это два представителя международных компаний Visa и Mastercard. Именно они обеспечивают техническую возможность обмена данных между банками. В комиссии 2,3-3% заложена доля данных платежных систем.

Поэтому банкам и платежным системам выгодно развитие безналичных платежей. Чтобы вовлечь как можно больше людей, они стимулируют их различными кэшбеками. Они говорят клиентам: потрать 100 тенге, а 1 тенге мы тебе вернем на карточку. Клиент, естественно, рад такой возможности. Мало того, что ему наличность не приходится носить, так еще лишняя копейка падает за бесконтакт.

Однако клиент зачастую забывает, что 1 тенге – это его же деньги.

Платежи смартфоном

Ощутимый импульс развитию бесконтактных платежей дала оплата со смартфонов. Если сравнивать первые пять месяцев 2019 и 2020 года, то произошел рост количества платежей на 67%. А общая сумма оплаты подросла вовсе — на 97%.

Средний размер покупки через Apple Pay составляет 8990 тенге (годом ранее — 2830 тенге). Средний чек через Samsung Pay — 3270 тенге (2160 тенге). Сильнее всего выросла популярность бесконтактных платежей через Apple Pay — их стало в 3,6 раза больше, а через Samsung Pay – в 3,2 раза.

Альтернатива стандартнымPOS-терминалам

В 2019 году бизнесу было презентовано решение для приема безналичных платежей, но с меньшим размером комиссии эквайринга. «Казпочта» и Visa запустили проект, который позволяет любой смартфон продавца на базе Android с NFC-модулем превратить в POS-терминал.

Использование технологии снижает нагрузку предприятий на обработку наличных, позволяет увеличить клиентскую базу и минимизировать стоимость подключения к услуге.

Приучаем к бесконтакту с детства

О том, что безналичные платежи входят в нашу жизнь всерьез и надолго говорит еще тот факт, что банки стали вовлекать молодую аудиторию. В Казахстане минимум один банк уже выпустил детскую карту и детское банковское приложение.

Ставка делается на то, что дети стремятся подражать родителям и на то, что наличные карманные деньги постепенно уходят в прошлое. Ребенок достигает определенного возраста и хочет вести себя по-взрослому – платить картой или с телефона, пользоваться мобильным банком.

У родителей, конечно, есть возможность отслеживать покупки детей на своих устройствах, устанавливать им лимиты трат.

Первый шаг к снижению

В Европе размер комиссии, которую банк получает от бизнесмена за пользование системой безналичных платежей составляет 0,2-0,3%. Казахстанские 2,3-3% на этом фоне выглядят просто астрономическими.

Однако эксперты уверены, что с ростом объемов безнала комиссия будет снижаться. Пока же это произошло временно. В разгар пандемии коронавируса комиссия для бизнеса была уменьшена в среднем до 1,5%. По данным Нацбанка, изменения коснулись только отдельных отраслей экономики, имеющих важное социальное значение: образование, медицинские услуги, аптеки, оплата парковочных мест, платных дорог, сельскохозяйственные сервисы, сделки с недвижимостью.

Посмотрите и другие статьи тоже
Мы стараемся держать вас в курсе последних бизнес-новостей