preloader

Sheberkhana

Sheberkhana

Куаныш Идрисов, Санжар Мырзагалым и Ольга Хван – ребята из Алматы, выпускники КБТУ. Еще будучи студентами, они задумались над тем, почему у нас в городе нет специального пространства, в котором были бы созданы все условия для работы стартаперам – необходимое оборудование, менторы и мастер-классы. Поэтому они решили создать такое пространство сами. Уже осенью этого года в Алматы появится SHEBERKHANA – место для стартаперов, IT-разработчиков, ремесленников, в котором будут рождаться интересные и амбициозные проекты.

Ребята, расскажите, как вы пришли к тому, чтобы заняться общим делом?
Санжар: Мы все вместе учились в КБТУ и общались с первого курса, вместе участвовали в различных IT-соревнованиях и работали над проектами. Три раза мы принимали участие в конкурсе Imagine Cup от Microsoft, в котором необходимо представить свои собственные разработки. Те, кто занимает первое место в этом конкурсе, уезжают на финальный этап в Сиэтл. Два года подряд мы занимали вторые места, и на третий год нам удалось выйти на первое место с нашей разработкой – «умной розеткой» ecoSocket. Это устройство, которое позволяет считывать статистику о потреблении электроэнергии и тем самым помогает сэкономить до 40% электроэнергии. Работая над этим проектом, мы сформировались как команда. Периодически к нам присоединялись другие ребята, но «костяк» оставался неизменным.

За какие фронты работы отвечает каждый из вас?
Санжар: Изначально у нас в команде было шесть человек. Куаныш отвечает за электронику, hardware-часть. Также с нами были два парня – Темирулан и Пернехан, они занимались разработкой мобильного приложения. На тот момент, два года назад, они входили в десятку лучших программистов Казахстана. Кроме того, у нас была девушка Арай — на ней были все операционные вопросы, сейчас она живет в Силиконовой долине. Оля отвечает за графический дизайн и всю визуальную поддержку – пользовательский интерфейс, дизайн мобильного приложения, сайта, презентаций. Сам я тоже технарь, но в команде нужен человек, который разбирается во всем – и в электронике, и в разработке hardware-продуктов, и в презентации проекта. В какой-то момент мы поняли, что нужен человек, который возьмет на себя питчинг – будет выходить на сцену и рассказывать инвесторам о проектах так, чтобы донести их суть в течение пяти минут. Я занимаюсь и разработкой продуктов, и питчингом.

Расскажите о своем проекте Sheberkhana – что он из себя представляет, и как у вас возникла идея его создания?
Куаныш: Когда мы учились в университете, нам очень не хватало помещения, в котором можно было бы собирать свои разработки. Мы собирались в подсобке в подвале, где не было даже розетки, поэтому приходилось выходить в коридор и работать там. Были и другие студенты, которые столкнулись с этой же проблемой. Поэтому мы понимали, что необходимо такое место для молодых ребят, в котором будут созданы все условия для работы, где можно будет воспользоваться необходимыми инструментами, где будут находиться менторы.
Санжар: Элементарный пример – когда мы делали розетку ecoSocket, нам нужен был 3D-принтер. Все знают, что он есть, но никто его не видел. В тот момент, когда нам необходимо было разработать корпус, мы ходили по всем магазинам электроники и искали переходник большого размера в качестве альтернативы. Еще тогда мы задумались о том, что в нашем новом пространстве должно быть необходимое оборудование, чтобы люди точно знали, где его искать.

С чего вы начали реализацию своего проекта?
Санжар: Первый год Sheberkhana существовала как идея. Важно понимать, что после окончания университета мы были технарями. У нас не было представления о ведении бизнеса, и мы упустили немало возможностей, когда инвесторы из США, России и Юго-Восточной Азии предлагали нам вложиться в ecoSocket, а мы не понимали, как эта схема работает. Поэтому мы с Куанышем решили для себя, что нам нужно бизнес-образование, и сейчас заканчиваем второй год обучения в AlmaU по программе МВА. Параллельно мы работаем – Куаныш в компании DAR Ecosystem, я в компании Microsoft. Темирулан уехал в Цюрих работать в Google, Пернехан до недавнего времени работал в Amazon в Канаде. Но мы с ребятами – с Куанышем, с Олей – вкладываем всю свою зарплату в наш проект Sheberkhana. Купили на свои деньги 3D-принтер, электронику, проводим мастер-классы по программированию.
Ольга: В свободное от работы время мы организовываем воркшопы и хакатоны. Хакатон – двухдневное мероприятие для IT-разработчиков, его суть заключается в том, что за два дня участники должны из какой-либо идеи реализовать уже осязаемый продукт. В прошлом году мы организовали хакатон Интернет-вещей, в рамках которого нужно было разработать «умные» бытовые гаджеты.
Санжар: Мы проводим эти мероприятия, что называется, «на взаимном интересе». Ребята приходят, мы предоставляем им необходимое оборудование, проводим мастер-классы, и они дальше работают сами. Для нас главное, чтобы они заинтересовались IT-разработками, пришли домой и продолжили работать.
Куаныш: На самом деле, практика проведения таких мероприятий началась еще в AlmaU – там нам выделили небольшой кабинет с оборудованием, и мы проводили свои воркшопы: как создать hardware-продукт, как собрать собственную плату, приглашали своих друзей, которые работают в Google и в Amazon. Мы проводили все это бесплатно, потому что понимали, что проект превратится во что-то серьезное, и готовили свою аудиторию к этому. Сейчас мы находимся на финальном этапе реализации проекта, проводим переговоры по вопросам, касающимся помещения и оборудования.

Уже можете сказать, когда Sheberkhana будет готова к запуску?
Куаныш: По оптимистичным прогнозам – к началу осени. Но однозначно до конца года.

А где будет находиться пространство?
Санжар: Пока что это секрет (улыбается). Но мы точно можем сказать, что это будет современное помещение площадью 400 кв.м., в хорошем районе, которое будет вмещать в себя до ста человек единовременно. С помещением нам помогали множество компаний и организаций, включая фонд «Саби» и акимат Алматы. Я рад, что мы смогли донести многим людям необходимость этого проекта, и они оказали нам поддержку. Когда мы назовем место расположения пространства Sheberkhana и пригласим туда первых резидентов, вы будете в позитивном шоке, обещаем.

И все же, в чем необходимость такого пространства, если сейчас есть коворкинги, в которых предлагают достаточно комфортные условия для работы, в том числе и для высокотехнологичных стартапов?
Санжар: Это будет не только помещение для электронщиков, как планировалось изначально. Как сказал Куаныш, мы испытали на себе все неудобства, с которыми сталкиваются начинающие разработчики. Многие просто не знают, где найти 3D-принтер, лазерный резак, паяльник для электроники и другие инструменты. Мы решили создать общее пространство, где можно будет найти все необходимое для работы. Здесь мы предоставляем больше, чем просто рабочее место. Более того, мы решили расширить общую концепцию, чтобы к нам приходили не только айтишники и hardware-специалисты, но и ребята, которые занимаются ремеслами, декоративно-прикладным искусством. К примеру, многие ремесленники вручную вытачивают изделия и сувениры из дерева. А это можно сделать за пару минут очень красиво и ровно лазерным резаком. В перспективе ребята могут поставить деревянные изделия на поток, наладить свое производство. Как вы думаете, почему в Казахстане совсем не развита сувенирная продукция? Когда мы ездим в другие страны – Грузию, Армению, там на каждом углу есть магазины, набитые сувенирами. Там это производство поставлено на поток, у нас же пока ощущается элементарная нехватка ресурсов.
Куаныш: Такие пространства очень развиты в Европе, в США. Там много людей, которые собираются вместе, что-то делают. Все, что для этого необходимо – это площадка, которая открыта 24/7, куда ты можешь прийти хоть ночью после работы, и менторы или эксперты, которые могут помочь тебе. На самом деле, между нами и Западом образовался разрыв лет в 20, и мы должны его как-то нагонять.
Санжар: Сравните США и СССР 80-х годов. Почему в Штатах сейчас есть Силиконовая долина, там сосредоточены лучшие IT-проекты, туда уезжают люди со всего мира? Потому что в 80-х годах ребята сидели в гаражах и паяли свои компьютеры, а потом это все переросло в Apple, Microsoft, Google и других гигантов мирового рынка. А в СССР разработкой технологических проектов занимались ученые и инженеры, которые закрывались у себя в лабораториях. Время показало, что это не работает. Нужно место, где собираются умные ребята, приходят и делают что-то классное, и в итоге получается «разрывной» проект. В долгосрочных планах Sheberkhana – способствовать тому, чтобы в Казахстане появлялось все больше hardware-стартапов.

Причем нетворкинг будет самой важной составляющей проекта?
Санжар: Сама идея не новая, мы рассказываем о ней везде. Как-то даже выступали на телевидении, и после этого нам начало писать огромное количество ребят, которые говорили – скажите, где вы находитесь, как вас найти? А это только те, кто смотрит телевизор. Я думаю, будет много желающих прийти к нам, проводить время и работать у нас. Мы хотим сделать так, чтобы Sheberkhana – это было круто. Если ты с нами, ты крутой. Будто пришел в Силиконовую долину! Я в школе занимался авиамоделированием, изготавливал модели самолетов. А нынешних школьников интересуют только гаджеты. Им не интересна инженерия, наука, технология. Но если они будут собираться в кругу тех, кто «горит» этим, то наверняка посмотрят на мир шире.
Куаныш: Школьники и студенты будут видеть, что ребята постарше занимаются роботами, электроникой, и у них появится мотивация присоединиться к разработкам. Сейчас есть курсы программирования, робототехники, но их проблема в том, что там дают только теоретические знания, а потом человек уходит, и не знает, что делать с этими знаниями дальше. Мы хотим выстроить работу так – проводить базовые теоретические курсы для школьников, а затем они будут переходить на другой уровень и заниматься самостоятельными проектами. Кстати, насчет резидентов – к нам уже обращаются финалисты конкурса «Построй свой бизнес», они готовы сидеть у нас, объединяться и работать над совместными проектами.

На каких условиях разработчики и стартаперы будут пользоваться услугами Sheberkhana?
Санжар: Мы долго просчитывали нашу бизнес-модель, и сейчас можем обозначить примерные расценки на подписку – от 35 000 до 50 000 тенге в месяц. Будут также пакеты для разового, почасового и посуточного посещения.
Ольга: Касательно резидентов, условия будут обговариваться индивидуально – либо это будет процент от проекта, либо какой-то бартер.

Вы выиграли грант в размере 50 000 долларов от фонда «Саби». Во что вы вложите эти средства?
Куаныш: На самом деле, мы подавали заявку на меньшую сумму, но фонд «Саби» нас поддержал и выделил один из двух крупнейших грантов. На 50 000 долларов мы закупим самое необходимое оборудование – это наша основная статья расходов.
Санжар: В первое время мы будем делать минимально жизнеспособный продукт. Для операционных расходов будут привлечены дополнительные инвестиции. Один из вариантов, который мы сейчас рассматриваем – открытие краудфандинговой площадки. Все ребята, которые хотят быть нашими резидентами, смогут купить подписку на Sheberkhana заранее до того, как она откроется. На момент краудфандинга подписка будет со скидкой, и это станет вашей инвестицией в наш проект.

Почему, как вы думаете, именно ваш проект заслужил особое внимание фонда «Саби»? 
Санжар: Перед тем, как прийти на собеседование, мы говорили со многими друзьями и знакомыми, которые участвовали в конкурсе «Построй свой бизнес» в прошлых годах, спрашивали их о том, как происходит само собеседование, на что стоит обратить внимание. Все они рассказывали, что это не похоже на конкурсы питчей, когда за пять минут нужно успеть рассказать всю бизнес-модель и обосновать необходимость получения гранта. Мы сами убедились, что встречи проходят в уютной дружеской обстановке, когда намного легче рассказать о своей идее, показать конкретный продукт. Хотелось бы выразить огромную благодарность фонду «Саби» в лице Асель Имангалиевны, Кенеса Хамитовича и Вячеслава Константиновича за то, что они поддержали наш проект. Повторимся, что мы просили меньшую сумму, потому что сделали небольшой анализ проектов прошлых лет и сделали вывод – крупные гранты получают те проекты, которые рассчитаны на производство. Можете представить себе уровень доверия, который нам оказали нам меценаты, выделив один из двух грантов в размере 50 000 долларов.
Куаныш: Честно говоря, мы были наслышаны об Асель Имангалиевне и ее благотворительных проектах. Нам было очень приятно познакомиться с ней лично, потому что она добрый и отзывчивый человек. Теперь, когда Асель Имангалиевна поддержала нас, мы чувствуем огромную ответственность, и будем развивать свой проект с еще большим рвением, так как ценим это доверие и понимаем, что кроме нас было много и других социально-значимых проектов, которые тоже достойны внимания.  

Чего вы сами ждете от проекта Sheberkhana? Каких самых амбициозных результатов вам хотелось бы добиться?
Санжар: Если вы посмотрите на макет проекта, то увидите зону, в которой мы хотим запустить концепцию School 42. Она зародилась во Франции и стала популярной во всем мире. Суть этой концепции в том, что она не дает какого-то диплома, там нет преподавателей, есть только менторы. Здесь ребята смогут проходить курсы и тут же применять знания на практике. К примеру, изучить основы веб-разработки и начать писать свой сайт. Нужно понимать, что нынешнее образование уже не работает. Необязательно сидеть четыре года в университете, чтобы чему-то научиться, вы просто потеряете время. Я не говорю, что учиться не надо, но знания нужно постоянно обновлять, практиковать навыки. Sheberkhana – социальный и образовательный проект, в рамках которого вы сможете постоянно повышать свой уровень.
Куаныш: Как мы уже сказали, мы будем привлекать самых продвинутых IT-разработчиков. У нас есть отдельная зона, через которую можно будет устанавливать в помещении даже крупногабаритные предметы. Возможно, здесь, в Sheberkhana, мы соберем первый беспилотный электромобиль. Звучит очень оптимистично, но когда придумывали «Теслу», в компании работали 2-3 сотрудника, которые были просто отдельными специалистами по батарейкам и мотору. Но они собрались вместе и сделали лучший электрокар в мире. Мы верим, что тоже сможем сделать что-то подобное.

30.07.2018