preloader

«Нельзя держаться за одну идею, если она не работает так, как вы бы этого хотели»

Photo 2021 01 14 16 36 57

Санжар, кем вы мечтали стать в детстве?

Я мечтал стать инженером. Помню, как в классе 5 или 6 меня привели в кружок авиамоделирования. Это очень повлияло на становление моей личности. Там я получил базовые знания инжиниринга. В 8 классе я стал понимать, что будущее все больше связано с IT-технологиями. Тогда я начал программировать и написал одну из первых своих программ. А когда я увидел статью, в которой было написано, что программист будет одной из последних профессий на земле, потому что все остальные профессии заменятся технологиями, я точно решил, что нужно идти в этом направлении. Тогда я поступил в КБТУ на специальность «Разработка программного обеспечения». Но я не хотел сидеть за компьютером и создавать веб-сайты и мобильные приложения. Мне всегда было интересно работать с hardware. Все мои последующие проекты были связаны с it сферой, электроникой и моделированием.

Photo 2021 01 14 16 36 55

Как появилась идея открытия лаборатории Sheberkhana?

Одна из университетских организаций выделила нам подсобное помещение, в котором мы создавали свои первые приспособления. В нем не было даже розетки, поэтому нам приходилось выходить в коридор, чтобы спаять какие-то вещи. Нам нужно было оборудование, станки, 3D принтеры, которых у нас не было. Мы прошли через все эти трудности и решили, что дальше так дело не пойдет, и нужно создавать пространство, где можно будет творить и не задумываться о том, что чего-то не хватает. Тогда появилась идея Sheberkhana — лаборатории, где есть все необходимые приборы и инструменты, чтобы любой желающий мог прийти и создать прототип своего изобретения.

Есть такие платформы, как Kickstarter или Indiegogo, на которых можно показать свою идею, а люди могут закинуть деньги на ее развитие. Так вот чтобы донести людям свою идею, а не просто нарисовать ее на бумаге, и нужен прототип. А мы можем показать, как это делается. И необязательно это технологические устройства. У нас был опыт работы с дизайнерами, которые создавали инсталляции благодаря нашим ресурсам. Наша идея – собрать у себя разных людей. Это может быть технарь, медик или, например, учитель. Все они могут прийти к нам, поделиться своими идеями, объединиться в команды и создавать свои продукты. За рубежом это называется фаблабами или мейкер-спэйсами. Они очень популярны и зачастую поддерживаются государством.

А Sheberkhana получает государственную поддержку?

Мы изначально планировали открываться в Алматы.  Здесь больше комьюнити, больше движняковых ребят, которым нравится электроника и программирование. Но нам предложили открыться в Astana Hub. Сейчас мы находимся там на льготных условиях, нам не приходится тратиться на аренду. А те ребята, которые проходят инкубацию и акселерацию в Astana Hub приходят к нам и могут поработать на нашем оборудовании. За счет этого выстроилось взаимовыгодное сотрудничество.

А еще Sheberkhana открывали на самом высшем уровне. Несколько раз к нам приходил первый президент.

В 2018 году на конкурсе «Построй свой бизнес» вы получили грант в размере 50 000 долларов.  Куда в первую очередь потратили эти деньги?

Эти средства мы вложили в оборудование – 3D принтеры, лазерные станки, другие электронные компоненты. Теперь это оборудование у нас есть, за счет чего у нас получается функционировать. Оно амортизируется, но не так сильно. Сейчас мы несем только операционные расходы.

 

Un6a3985

Как вы монетизируете проект?

Изначально у нас все было бесплатно, но сама бизнес-модель заключается в том, чтобы продавать абонементы в лабораторию. Ребята, которые занимаются у нас постоянно, приходят по абонементу. Абонемент стоит на уровне 20 000 — 25 000 тенге в месяц, плюс те расходные материалы, которые они используют. Также мы работаем над заказами по разработке прототипов и 3D печати на аутсорсе. Все то, в чем мы компетентны, а это программирование, электроника и т.д., мы упаковываем в курсы. У нас есть, например, курс SheberCODE по спортивному программированию. За счет этого Sheberkhana получает дополнительную прибыль и дальше развивается.

За все время работы мы поняли, что все то, что мы создаем на нашем оборудовании, – это не самый большой источник доходов. Это напрямую пропорционально действиям, которые мы выполняем. А это не должно быть так, это должно масштабироваться. И сейчас мы уходим в сферу услуг и консалтинга. Поэтому развиваем направление аналитики и разработки на базе Sheberkhana. Мы видим, что больше потенциала именно там. А лаборатория будет развиваться как дополнительное направление.

Мы понимаем, что на одном энтузиазме проект долго не проработает. Нужно быть гибкими, потому что мир постоянно меняется. И нельзя держаться за одну идею, если она не работает так, как вы бы этого хотели. Поэтому нужно тестировать новые бизнес-модели, идеи и направления.

Sheberkhana можно назвать прибыльным бизнесом?

Скорее он самоокупаемый, он, по крайней мере, не уходит в минус. И, на самом деле, для нас этого на данный момент достаточно. Мы еще будем думать о других способах монетизации.

Сколько всего денег вложено в проект?

Более 100 000 долларов точно вложили. Мы давно потеряли счет тем средствам, которые вкладывали самостоятельно.

Сколько было вложено денег до получения гранта?

Около 5 миллионов тенге. До получения гранта «Саби» мы функционировали около 1, 5 лет на свои средства. Вся наша команда — Куаныш, Ольга и я — работаем в других компаниях. И всегда больше половины зарплаты уходило, чтобы приобретать оборудование и необходимые ресурсы для Sheberkhana. Мы настолько горели этой идеей, что готовы были вкладывать все свои деньги.

Photo 2021 01 14 16 36 56

Проект уже окупил все вложения?

Пока нет. Последние 9-10 месяцев мы работаем в очень ограниченном режиме в связи с пандемией. Я думаю, что окупится проект в ближайшие 1,5-2 года.

Конкурс «Построй свой бизнес» – это ваш первый опыт привлечения инвестиций?

На самом деле, нет. До Sheberkhana мы реализовывали множество идей, например, EcoSocket – розетку, которая позволяет экономить электроэнергию.. Часто разговаривали с инвесторами, чтобы привлечь дополнительное финансирование на развитие этих проектов. Но решили начать с привлечения грантовых инвестиций, чтобы проект максимально гибко развивался, чтобы мы могли свое видение использовать. И в этом большой плюс конкурса «Построй свой бизнес». Сам фонд ни на что не претендует в будущем, они не говорят, как нужно развиваться. Вы как изначально были хозяевами этого проекта, так ими и остаетесь. Только получаете огромную поддержку от фонда. И это круто. Мало, кто занимается таким в Казахстане.

У нас не очень сильно развита культура инвестирования. Когда кто-то вкладывается в проект в Казахстане, сразу ждет моментальной его окупаемости. А в Штатах и Европе все понимают, что проект может и не выстрелить, он может долгое время работать в убыток. Amazon, например, около 10 лет показывал отрицательную прибыль только потому, что все, что зарабатывалось, вкладывалось обратно в проект. Во многом в Sheberkhana мы то же самое делаем.

Мы пытаемся привлекать дополнительные инвестиции, но подходили к этому очень осторожно. Нас поддержали фонды «Саби», «Зерде» и еще несколько других источников, которые ни к чему нас не обязывали.

Поддерживаете ли вы связь с фондом «Саби» сейчас?

Постоянно. Мы даже делали несколько совместных проектов. Один из них был в школе №174, которую построил фонд «Саби». Мы еженедельно проводили уроки по спортивному программированию. Также я возил туда оборудование, чтобы показать ребятам, как работают 3D принтеры и электроника. Если ребятам не показывать этого, они и не будут знать, что такое существует, что так можно сделать и это достаточно легко. Наша цель была их мотивировать, чтобы они нашли то направление, которое им нравится, и могли в нем дальше развиваться. В конечном итоге у нас сформировалась группа из 6-7 ребят, которые были реально заинтересованы, чтобы развиваться в программировании. Мы научили их программировать и писать алгоритмы. Несколько ребят даже участвовали в районной олимпиаде и выиграли призовые места. Мы смогли повлиять на ребят, и они продолжают заниматься программированием.

Когда Ernst & Young проводили тренинги, нас тоже приглашали как выпускников конкурса.

Фонд «Саби» дал нам очень сильный толчок с точки зрения информационной поддержки. Сразу вышло очень много статей о проекте Sheberkhana. О нас сразу многие узнали. В том числе благодаря этому стало приходить много предложений от инвесторов. Своим авторитетом они помогли открыть нам новые возможности. Потому что считается, что на проекте, который выиграл конкурс «Построй свой бизнес» – стоит знак качества. Если он был со всех сторон рассмотрен, и очень грамотные люди его выбрали, значит надо обратить на него внимание. И я думаю, для многих проектов это сыграло большую роль, чем даже инвестиции.

 

Photo 2021 01 14 16 41 31 1

Как планируете в дальнейшем развивать Sheberkhana?

Сейчас мы ведем переговоры с Ghalam, дочерней компанией KGS (ред. Kazakhstan Garysh Sapary). Это лаборатория, которая занимается разработкой технологий для космоса.

Это огромное помещение, где большое количество станков. Там есть 3D принтеры, которые печатают металлом, есть лазеры, которые режут металлические вещи. И каждый из этих станков стоит дороже, чем вся Sheberkhana. В эти приборы много вложили, но не используют все их возможности, потому что нет потока идей, людей, которые умеют всем этим пользоваться. Мы сейчас с ними договариваемся о партнерстве, чтобы проводить совместные мероприятия. И когда человек придет к нам с идеей, она частично сможет быть создана на базе их ресурсов. Это открывает огромные возможности перед Sheberkhana. Мы теперь сможем заниматься наиболее широким спектром технологий, которые будут уже на уровне промышленного производства.

15.01.2021