preloader

Медицина будущего с СEREBRA

Img 2311

Фантастический мир высоких технологий, который люди могли наблюдать только в фильмах и комиксах постепенно становится реальностью. В том числе и благодаря таким проектам как обладатель гран-при конкурса «Построй свой бизнес» 2020 года от благотворительного фонда «Саби» – системе по ранней диагностике ишемического и геморрагического инсульта Cerebra. Ведь само название отсылает не только к латинскому слову cerebrum (в переводе означающее «мозг»), но и к вымышленному устройству Церебро из «Людей Икс», которое усиливает мозговые волны пользователя.

С 2018 года Cerebra удачно воплощает все атрибуты качественного стартапа. За инновации отвечает использование одной из самых перспективных областей науки – искусственного интеллекта. Непременную значимость проекту придает серьезность поднятой проблемы – в структуре причин смертей населения страны мозговой инсульт занимает второе место после ишемической болезни сердца, и является одной из ведущих причин смерти в мировой статистике. И, конечно, сильная команда, в которой собрались казахстанские IT-гении и уважаемые врачи.

Мы поговорили с Досжаном Жусуповым, основателем и CEО проекта Cerebra, о развитии и успехах стартапа, победе в конкурсе, особенностях применения искусственного интеллекта и специфике внедрения IT-продуктов в сферу медицины.

Img 5089

В нынешнее время бума стартапов, что делает Cerebra уникальным и отличным от других?

На самом деле основная фишка проекта в том, что мы хотим помочь врачам быть максимально быстрыми и точными в постановке диагноза. Именно технологии могут позволить это сделать, потому что сама система искусственного интеллекта и компьютерного зрения строится на математике и нейронных сетях. Это очень комплексные вычисления, которые в принципе ни один человек не сможет сделать физически. Выполняя все эти расчеты и взаимодействия, мы помогаем врачам увидеть инсульт и интерпретировать КТ и МРТ снимок  так, как недоступно человеку. Это тот случай, когда технологии приходят нам на помощь.

С чего все начиналось и не было ли страха реализовывать столь амбициозную, и не самую простую идею?

Это наш второй кейс в сфере медицины. Первым была система автоматизированных медосмотров Med365.kz. Этот стартап был относительно успешным, придав нам веру и дух, чтобы идти дальше. Он был пробным, мы быстро его сделали, запустили и продали. И соответственно, у нас появилась определенная уверенность в том, что можно работать по технологиям в сфере медицины и создавать новые продукты.

Любые нейроисследования и проекты, связанные с мозгом – это всегда дорогостоящая инициатива. Почему была выбрана именно проблема инсульта?

В самом начале мы создали три команды, которые одновременно взялись за совершенно разные задачи. Одна команда занималась офтальмологией, то есть автоматизированной диагностикой глаукомы, катаракты и ВМД (возрастной макулярной дистрофией) с врачами из КазНИИ глазных болезней. Вторая исследовала пульмонологию вместе с Центром фтизиопульмонологии, в том числе 12 видов туберкулеза, пневмоторакс, пневмонию и рак легких. И третья команда занялась острым нарушением мозгового кровообращения и всем, что связано с мозгом и сосудами мозга. Через 3–4 месяца мы сделали срез, и лучшие результаты показала команда мозга. Также мы смотрели на feedback рынка, то есть на то, как врачи реагируют на весь этот процесс.

Значит, вы знали, что будете внедрять искусственный интеллект в медицину, но область была выбрана путем проб и ошибок?

У нас были намерения применить такую высокую технологию как искусственный интеллект в одной из названных сфер. Но изначально у нас не было уверенности, в какой именно. И эту уверенность показала именно команда, которая занялась инсультом. Плюс ко всему мы получили хороший отклик от рынка, врачей и хирургов. Они сами хотели эту систему, и мы поняли, что она действительно нужна им.

Фактически сегодня не вы только помогаете диагностировать инсульт, но и привлекаете внимание общественности к данному заболеванию.

В Казахстане это достаточно распространенная проблема. Показатели статистики плачевны, и каждый второй казахстанец находится под высоким риском сосудистых заболеваний, и чаще всего это ишемическая болезнь сердца и ишемия мозга, то есть инсульт. У нескольких людей в нашей команде, в том числе у меня, родные люди столкнулись с нарушением мозгового кровообращения. Это стало одной из причин, почему мы хотим создать систему, которая будет ежедневно использоваться врачами, нейрохирургами, нейрорадиологами и неврологами, которые непосредственно работают с этой болезнью. Но то, что мы видим сейчас, и то, что происходит в процессе внедрения нашей программы, говорит о том, что игра уже меняется. Врачи начали писать письма в Минздрав о необходимости замены протокола диагностики. К тому же сами управления здравоохранения по республике, то есть структуры акимата пишут нам письма, чтобы мы запустили Cerebra в их регионах.

Img 2366

В одном из последних интервью вы назвали победу в конкурсе «Построй свой бизнес» – «дополнительным импульсом для развития Cerebra». Какую роль сыграл грант в судьбе проекта за последний год?

На самом деле победа открыла множество дверей, потому что это один из самых популярных конкурсов в Казахстане среди молодых предпринимателей. Для нас конкурс был своего рода «айсбрейкингом», решение об участии в нем мы приняли спонтанно. Что касается самого гранта в $50 000, то он очень помог нам. Мы получили деньги в период пандемии, а по плану развитию в этот период мы должны были выходить в инсультные центры. Но из-за локдауна у нас не было физического доступа к медицинским учреждениям, соответственно какое-то время наш проект простаивал. В это время грант стал «подушкой безопасности» и помог остаться нам на плаву.

Насколько повысилось качество правильного диагностирования, ведь вы постоянно совершенствуете свою программу?

На сегодняшний день у нас очень высокая точность. Она не совсем стабильная, но мы каждый день работаем над этим. Основная проблема системы, которая помогает диагностировать – это борьба между чувствительностью продукта и ложно-положительными кейсами. То есть если продукт высокочувствительный, и мы повышаем чувствительность выше 90%, у нас начинают выходить эти ложно-положительные кейсы. К примеру, мы говорим, о то, что это инсульт, хотя по факту, возможно, там его нет. И данная настройка, балансировка занимает сейчас много времени. В настоящий период точность Cerebra выше 75%, то есть в трех из четырех случаях у нас уже стабильная точность. Наша цель выйти примерно на 85–86%, приблизится к 90, но при этом не потерять высокую чувствительность.

В январе этого года в клинической больнице №7 в Алматы была впервые проведена операция с использованием вашей программы. Получается вы шли к этому два года с момента основания проекта. Как вы сами оцениваете скорость реализации и внедрения Cerebra в отечественную медицину?

В данный момент нас устраивает, как все идет. Да, мы начали очень медленно и спокойно, сидели в офисе, добирали данные и заключали соглашения. Но сейчас скорость постоянно растет. На ровном месте к нам стали обращаться регионы, при том, что мы сами специально не ездили туда и не писали письма. Затем на нас вышла Национальная палата инновационного здравоохранения Узбекистана с просьбой запустить пилотный проект в этой стране. Мы уже заключили с ними соглашение, и, если реализация будет успешной и их все устроит, они готовы помочь нам коммерциализироваться и уладить все вопросы по сертификации.

Какое количество медицинских учреждений уже получилось охватить к этому времени в Казахстане?

Сейчас мы подключили 8 инсультных центров по республике и в месяц подключаем примерно по 2–3 учреждения. В ближайший месяц-полтора мы хотим увеличить скорость до 6–7 центров в месяц. Их в Казахстане где-то в районе 60.

Ai And Stroke

В долгосрочной перспективе планируется, что технологии Cerebra полностью заменят врача выполняющего визуальный анализ снимка? Каковы ваши прогнозы по использованию искусственного интеллекта в Казахстане и в целом в мире? Ведь есть как последователи, так и скептики, а такие известные ученые как Татьяна Черниговская предупреждают о потенциальной опасности распространения ИИ?

Что касается медицины, диагностики, обнаружения, новых методов лечения и лекарств, искусственный интеллект однозначно продолжит развиваться. Он будет максимально везде распространён, потому что суть этой технологии в том, что она не требует человеческого участия. Вернее, в будущем не будет требовать, хоть сейчас и требует. В данный момент мы говорим о том, что наш продукт нацелен помогать врачам, и о том, что мы нацелены помочь врачам увидеть то, его они не могут, делая диагностику более точной. Но в будущем, возможно даже в недалеком будущем в каких-то сферах будет уже частичная замена.

В случае инсульта основная проблема в том, что врачи перезагружены, то есть мы помогаем им разгрузиться и сделать их работу быстрее. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что искусственный интеллект в медицине будет повсеместно использоваться и распространяться. Потому что это дешево, быстро, удобно и при этом имеет высокую точность.

Многие мировые корпорации сейчас уделяют большое внимание исследованиям в области искусственного интеллекта. В том числе и компания Microsoft, которая проявляла интерес к вашему проекту. Как вы рассматриваете перспективы сотрудничества с такими IT-гигантами?

У таких технологических корпораций как Microsoft или IBM очень хорошие облачные платформы. И мы видим, что в будущем такие продукты как наш, будут распространяться в основном через облачные платформы крупных компаний. Основная преграда в данном случае для нас – это сертификация, точнее локальные ограничительные меры по сертификации медицинских изделий. Мы не можем просто положить наш продукт на облако Microsoft и подключить условно Вьетнам и сказать: «ребята, вот продукт, которым вы можете пользоваться». Есть юридические препятствия, которые мы все должны пройти, доказать, сертифицировать, и только потом можем это сделать. Надеемся, что таких препятствий будет все меньше и меньше, и мы сможем размещать свой продукт на облако, и клиенты сами будут иметь возможность пользоваться им в любом месте.

Как вы ранее уже отмечали, в начале года вы подписали меморандум с Национальной палатой инновационного здравоохранения Узбекистана о внедрении программы в соседней стране. Расскажите подробнее о своем выходе на международную арену и дальнейших планах в этом направлении.

Каких-то конкретных действий, чтобы выйти на внешние рынки, мы в принципе не предпринимали, но уже появился интерес со стороны Узбекистана и Монголии, также мы ведем переговоры в Китае с группой компаний Tencent. Еще на нас вышел Сбер со своей платформой Сбермед в Москве. Она занимается медицинскими технологиями, искусственным интеллектом и на базе платформы Сбербанка будет распространять эти технологии по всей России и не только. Мы заключили с ними NDA (соглашение о неразглашении) и уже начали обмениваться данными.

Пока что наш план выхода на Российскую Федерацию точно не обозначен. Мы не решили, пойдем ли мы через стратегического партнера наподобие Сбербанка, либо напрямую через врачей. Ведь будучи медицинским стартапом нам легче разговаривать непосредственно с ними. В этом мы убедились в Казахстане, постоянно получая хороший отклик от докторов. Они с радостью принимают технологии, готовы их тестировать и даже помогают их доработать. При этом мы сами получаем удовольствие от работы с ними и от обратной связи, которую получаем. Так что у нас есть две стратегии выхода на внешние рынки – это местные стратегические партнеры и медицинские работники.

Изначально ваша команда была на 100% казахстанской, изменилось ли она за это время? И продолжаете ли вы использовать схему «технологии – медицина – бизнес», привлекая технических специалистов, врачей и выстраивая свою бизнес-модель?

Все осталось также, но при этом наша команда увеличилась. В данный момент в ней уже 16 человек, в том числе 2 высокопрофессиональных врача. Первый, это врач-невролог Алма Жусупова, которая проживает в Лос-Анджелесе и работает с нами удаленно. Она известный в Казахстане профессор, врач высшей категории и более того она соавтор протокола диагностики лечения инсульта, который сейчас действует в Казахстане. И будучи соавтором, Алма Сейдуалиевна говорит сейчас о том, что протокол устарел и его надо менять. Второй – врач-нейрорадиолог Мерует Сайфуллакызы, которая полностью сфокусирована на нейросфере мозга.

Cerebra Foto

Насколько успешно развивается бизнес-направление вашего проекта?

Оно очень хорошо развивается в плане того, что продукт сам распространяется, и нам не нужно заниматься маркетингом и вкладываться в рекламу. Врачи сами узнают о нем, зовут в свои регионы и даже страны. Вдобавок ко всему у нас есть инвестиция от Quest Ventures из Сингапура.  Этот фонд настаивает на том, чтобы мы начали проработку и занялись продвижением продукта в Юго-Восточной Азии.

Также совсем недавно вы получили инвестиции в размере 1 миллиона долларов от главы Freedom Holding Corp, бизнесмена Тимура Турлова. Поделитесь своими мыслями на этот счет.

Это практически нереально привлечь смарт-деньги на deep-tech проект на ранней стадии в Казахстане. Нам повезло, что была предыдущая продажа проекта med365.kz которая обеспечила начальный капитал на разработку Cerebra и также очень сильно помог грант, выигранный нами на конкурсе «Построй свой бизнес» от частного фонда «Саби» Асель Тасмагамбетовой. Даже сейчас, имея на руках, готовый и рабочий MVP (минимально жизнеспособный продукт) Cerebra, который уже активно растет в Казахстане и привлекает к себе интерес со стороны соседних стран, мы получили десятки отказов от казахстанских инвесторов, прежде чем нам удалось договориться с Тимуром Турловым.

При этом сегодня ваш IT-стартап стабильно входит в число лучших в стране. Как вы думаете, что поспособствовало успеху Cerebra?

Сложно однозначно ответить на этот вопрос, но возможно, дело в том, что нет конкуренции. Работа с мозгом – очень сложная ниша. К примеру, для того чтобы правильно начать обрабатывать снимок у нас ушло примерно шесть месяцев. Полгода – это очень много для IT-стартапа. За этот период другие уже делают MVP и работают с рынком. В то время как мы за это время только научились обрабатывать снимок. К тому же в целом вход на рынок медицинских технологий очень долгий и весьма дорогой.

Социальная значимость проекта – это всегда безоговорочный плюс в получении грантов. Но что бы вы еще посоветовали желающим принять участие в конкурсе «Построй свой бизнес» и всем тем, кто только начинает свой путь?

На самом деле основной совет, в котором мы сами убедились – это максимально быстро сделать рабочую версию продукта. Но не сидеть с ней у себя в офисе, а быстрее идти к своим клиентам и получать feedback. И понять, что ты сделал не так и что необходимо улучшить. Иначе сидя в офисе, можно «натворить» очень много ненужных вещей, которые в принципе людям не нужны. Поэтому мой основной совет будет таким: «быстрее получить feedback от покупателя и клиента».

Как вы думаете, какое значение имеют такие инициативы как конкурс «Построй свой бизнес» для начинающих предпринимателей и всех тех, кто развивает свой бизнес?

Наш проект – это хороший кейс о необходимости проведения таких конкурсов. Выиграв гран-при от фонда «Саби», мы получили большое внимание со стороны журналистов и блогеров. После чего соответственно улучшился контакт с государственными учреждениями, потому что проект был представлен в ведущих СМИ. Это уже меняет отношение. Так что я считаю большим плюсом то, что участники конкурса и победители очень хорошо освещаются в прессе.

Более того до конкурса «Построй свой бизнес» оценка компании Cerebra делалась на основе расходного метода, то есть, по сути, все, что вкладывалось в проект и отражало оценку проекта. По после нашей победы мы получили инвестиции уже по оценке будущих ожиданий, и в данный момент, в 2021 году показатели взлетели в 10 раз.

Это, конечно, впечатляет. Здорово, что победа в нашем конкурсе так помогла проекту. А каким вы видите Cerebra условно через пять лет?

Наша стратегическая цель через пять лет – войти в топ-3 мировых компаний, которые занимаются диагностикой на основе искусственного интеллекта инсульта. В мире есть шесть компаний, и большинство из них являются достаточно крупными из таких развитых стран как США или Израиль. Но у нас есть большой потенциал, во-первых, благодаря хорошей базе разных молодых специалистов мирового уровня: технарей, физиков, математиков, все они победители олимпиад. К примеру, в нашем проекте работает девушка, которая закончила бакалавриат и магистратуру по аэрокосмической инженерии в Кембридже. Сейчас ее зовут обратно на PhD, но она работает в Cerebra и помогает развивать наш продукт. Вот такие крутые ребята из Казахстана в нашей команде, поэтому мы верим, что у нас есть шансы войти в число глобальных лидеров.

Cerebra сегодня – это уже полноценный и успешный продукт. Планируете ли вы начать другие проекты?

К нам приходят запросы, чтобы мы покрыли ишемическую болезнь сердца, то есть разработали то, что мы уже сделали по мозгу. Но мы пока откладываем это дело, потому что сфокусированы на Cerebra. Единственный способ для нас стать топ-3 компанией в мире – это фокусировка на одной задаче. К тому же есть большая проблема с инсультом в Казахстане, которую надо решать. И если мы сможем решить ее, то практически поменяем игру. Потому что наша страна – это своего рода «зона боевых действий», когда дело касается болезней системы кровообращения. И время здесь – ключевой фактор.

16.07.2021