S-Med – Производство медицинских тренажеров, спустя пять месяцев после финала
Друзья детства Еркебулан Жантлеу и Рустем Сауруков работали в абсолютно разных сферах, но мечта о собственном, совместном бизнесе давно поселилась в их головах. Во время своей учебы в медицинском университете Еркебулан ощутил острую нехватку тренажеров для отработки навыков будущим медикам. Собственноручно создав для себя первый тренажер ребята пришли к выводу, что это и есть та самая незанятая ниша бизнеса, в которой они могли бы преуспевать. Так появилась компания S-Med, ставшая одним из двух победителей последнего конкурса «Построй свой бизнес».
О появлении S-Med
Еркебулан:
Около трех лет назад я еще учился в резидентуре по хирургии КазНМУ имени Асфендиярова. Мне нужно было освоить лапароскопию. Естественно пока у вас нет навыков к реальной операции никто не подпустит. Пришлось собственноручно собирать тренажер. Нашел старые хирургические инструменты, какие-то починил и начал тренироваться. Позже я устроился на работу в КазНМУ. Тогда еще острее ощутил проблему в том, что студенты не полностью осваивают свои навыки. Поэтому решили с другом — Рустемом самостоятельно разрабатывать отечественные тренажеры для студентов-медиков.
С Рустемом мы были знакомы с детства. В нашем проекте Рустем отвечает за техническую часть, а я за медицинскую часть.
Рустем:
До этого я занимался обслуживанием государственного автотранспорта. Мне с детства легко давалась техническая работа, умел работать с металлом. Определенный опыт в создании каких-то конструкций у меня был, но с медицинскими тренажерами знаком не был.
С Еркебуланом мы давно мечтали открыть свой бизнес. Но не знали с чего начать. Еркебулан рассказал о нехватке и устаревании медицинских тренажеров. Допустим, стоит в университете один тренажер и работать на нем должны пятьдесят студентов. Цены на эти тренажеры очень дорогие, их привозили только из-за границы. Тогда Еркебулан предложил мне заняться конструированием простых тренажеров. Например, производить кожу для того, чтобы тренировать инъекции, наложение швов.
О конструировании
Еркебулан:
Я работал с этими тренажерами, выявлял недостатки. Бывало, мы брали зарубежные тренажеры и сами модифицировали их по заказу университета. Или допустим есть тренажеры, а расходные материалы покупать на них накладно. Мы занимались производством таких материалов.
Рустем:
Мы самоучки. Покупали силикон, изучали вязкость. Провели множество экспериментов. Изучили рынок. Пришли к выводу, что производить данные тренажеры, расходные материалы достаточно выгодно в Казахстане, особенно после девальвации. К примеру, определенный тренажер может стоить в Китае 80 000 тенге, а к нему добавятся затраты на доставку и таможенные пошлины. Мы же подобный тренажер можем изготовить в Казахстане за 40 000 тенге. Пока продуктовая линейка у нас небольшая, но порядка 20 видов тренажеров мы уже разработали.
Еркебулан:
Мы не занимаемся слепым копированием западных тренажеров. Нашим вдохновением является человеческой тело. Изучаем его с технической стороны. Но тренажеры мы стараемся максимально приблизить к реальности. Это дает возможность наилучшим образом отточить свои навыки студентам.
Рустем:
Мы постоянно учимся, много еще не знаем. Наверно еще около двух лет уйдет у нас на то, чтобы полностью овладеть знаниями в данной области. У нас иногда бывают собственные открытия. Недавно, получилось изобрести аппарат по изготовлению кишки. Студенты теперь имеют возможность работать в этой области хирургии.
О первом изделии
Еркебулан:
Мы изготовили первую кожу в 2014 году. Затем делали подкожную, мышечную ткань. Первую поставку осуществили в 2015 году. Все что у нас было в тот момент — это килограмм сырья и два колера: красного и синего цвета. Из имеющихся материалов сделали двухслойную кожу, красного и синего цвета. Показали заказчикам. А они нам говорят: «Почему кожа синяя, такой не бывает?» Мы же тем самым хотели доказать, что сами ее произвели, так как никто другой не делает кожу синей.
Позже, смогли для заказа закупить нормальные краски, большое количество силикона. Изготовили порядка тысячи комплектов кожи, делали все сами, вручную. В итоге стоимость одного комплекта кожи у нас обходилась университету в 3 700 тенге, тогда как до этого им приходилось покупать их по 120 тысяч тенге. Представьте какая колоссальная экономия! При этом наши изделия ничуть не уступают другим по качеству, так как мы использовали американское сырье.
О стартовом капитале
Рустем:
Я продал свой автомобиль. Собрали все сбережения, которые у нас были, даже в долги залезли. Выиграли тендер, у нас уже был заказ на руках, поэтому понимали, что это наш шанс. Съездили в Шанхай, посмотрели как это производят в Китае.
Сначала у нас был большой расход силикона, так как не хватало опыта. Было много брака. Оборудования особого не было, все делали руками. Но университету наша продукция очень понравилась, они до сих пор ее используют.
О новых тренажерах
Еркебулан:
Сначала делали кожу, затем поняли, что у нас есть возможность делать и более сложные тренажеры. Следующим шагом было производство тренажера для коникотомии (прим. – рассечение конической связки). Взяли за основу зарубежный тренажер и модифицировали его. В данном тренажере один расходный комплект стоил 300 000 тенге. Университет предложил подумать над тем, как можно удешевить продукцию. Мы нашли способ сделать расходный материал для данного тренажера стоимостью в 720 тенге. Благодаря этому, студенты начали массово осваивать данный навык. А это довольно распространенный вид операции.
О сертификации
Рустем:
Мы изучали вопрос сертификации. Оказалось, что производство обучающих материалов обязательной регистрации не подлежит. Довольно часто поставщики просят у нас сертификаты на продукцию. Мы идем в центр сертификации, а нам говорят: «На ваш продукт не требуется сертификация, у нас даже разделов в стандартах таких нет». Мы можем предоставить сертификаты по используемому виду силикона. То, что он протестирован FDA (прим. — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США), что данный материал не токсичен, может контактировать с кожей человека и т.д.
О ценах
Рустем:
Большой наценки на тренажеры не делаем. Хотим, чтобы как можно больше студентов могли практиковаться на них. У нас уже были поставки в Алматы, Семей, Астану, Талгар, Кызылорду, Тараз, Караганду. В августе провели тур по Казахстану, взяли все тренажеры и поехали по всем медицинским ВУЗам, колледжам.
Об участии в конкурсе
Еркебулан:
Я читал новости на Tengrinews и увидел статью об объявлении конкурса. Подумал, что мы могли бы поучаствовать. Как раз в это время звонит Рустем и говорит: «Я слышал начинается конкурс «Построй свой бизнес», давай поучаствуем».
Рустем:
Мы действительно нуждались в деньгах. Я узнавал, обзванивал всех, искал возможности финансирования. Ездили в «Даму», получили отказ без объяснения причин.
О патентировании
Еркебулан:
Мы отправляем заявки на патенты, но они рассматриваются по полтора года. Пока есть один подтвержденный патент на нашу кожу.
Об освоении гранта
Еркебулан:
В первую очередь, закупили сырье. Потому что основной расходный материал – это силикон. Нашли компании, которые занимаются резкой и работаем с ними на основе аутсорсинга. Переехали в новый цех. Приобрели 3D-принтер, 3D-сканер. Теперь нам какие-то вещи не нужно сидеть и моделировать. Можно взять человека и отсканировать его, распечатать нужные части. Например, можем теперь делать точные копии реальных зубов. Работаем над их твердостью.
О планах
Еркебулан:
У нас уже есть сформированная линейка продукции. Теперь перед нами стоит задача работы над именем. В голове, конечно, еще много видов тренажеров. Хотим сделать сердечно-легочный тренажер. Потихоньку работаем. Постепенно увеличиваем штат, у нас собирается хорошая команда. Надеемся в будущем охватить весь Казахстан. Потому что те цены, которые мы предлагаем больше никто не может предложить. Я считаю, это благим делом для страны.