preloader

Переработка масел

Переработка масел

Утешкали Дюсенгалиев — парень из Алматы, который, совместно с партнером собрал установку — мобильное микро-НПЗ, позволяюая получать из отработанного масла бензин АИ-92 и дизельное топливо, соответствующее Евро-4. Эта установка станет недорогим и эффективным решением экологических проблем. Вместо того, чтобы сжигать масло, с помощью подобной установки можно будет перерабатывать отходы и получать синтетические нефтепродукты высокого качества. В поддержку своего проекта Утешкали получил один из двух главных грантов от благотворительного фонда «Саби» — $50 000. 

Утешкали, расскажите, для начала, о себе. Чем вы занимаетесь, как у вас появилась идея разработки перерабатывающей установки?
Вообще, по образованию я маркетолог — учился в Москве, в Государственном Университете Управления. После окончания университета пару лет работал в Москве, в одной из международных табачных компаний. И в 2008 году решил вернуться в Казахстан — здесь у меня родители, я единственный сын в семье. Приехал в Алматы и устроился в трейдинговую компанию, которая занималась экспортом нефтепродуктов. Получил огромный опыт. Поработав какое-то время, я пришел к тому, что пора открывать собственное дело.
Познакомился с представителями канадской компании и стал их дистрибутором — наша команда начала продавать в Казахстане реагенты для очистки резервуаров и трубопроводов. Позже мы заключили контракт с российским экспортным нефтяным терминалом — у них на тот момент были проблемы с очисткой нефтяных резервуаров и трубопроводов. Отзывы были очень хорошие. Благодаря этому опыту мы завоевали определенную репутацию. Затем у меня возникла идея получать из летнего дизеля зимний. В Казахстане ощутима проблема дефицита зимнего дизеля — заводы не выпускают его в том количестве, которое диктует спрос, поэтому люди даже в минусовую температуру используют летний. А летний, как мы знаем, не выдерживает минусовой температуры. Приходится использовать присадки (ПАВ), которые разбавляют парафин в дизеле и делают его более или менее пригодным для зимы. Но эффект от этих присадок временный — примерно через 10-14 дней продукт снова возвращается в исходное состояние. А для того, чтобы закрепить результат, необходимо специальное оборудование и присадки, позволяющие изменить качество продукта на молекулярном уровне.
Совместно с моим партнером, химиком-технологом, собрали небольшую демонстрационную установку, протестировали ее на нефтебазе здесь, в Алматы. Из 200 литров летнего дизеля мы получили зимний дизель (ГОСТ) хорошего качества, который не терял своих свойств в течение девяти месяцев.

В чем ее преимущество перед оборудованием, производящем дизель на обычных НПЗ?
Объясню. В Казахстане есть три больших НПЗ — Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Но в силу того, что технологическая модернизация всё еще в процессе, они испытывают перманентный дефицит дизеля. Помимо этих трех крупных НПЗ, в Казахстане зарегистрировано около 33 мини-НПЗ, но из них активно работает только 5-6. На одно из таких НПЗ в Уральске мы приехали с предложением усовершенствовать систему переработки нефти и мазута, чтобы получать больше товарных нефтепродуктов — бензина и дизеля. Сейчас эти НПЗ, по причине устаревшей технологии, из 100% нефти получают до 50% светлых продуктов, требующие дополнительной обработки.
И то это не товарные продукты. Мы предложили: «Давайте с помощью нашей технологии повысим эффективность и глубину переработки — вы будете получать не 50% продуктов, а 75-80%, соответствующие ГОСТам».
В течение года мы работали, проводили промышленные испытания собственной технологии. Нам предоставили площадку, необходимое сырье (нефть, мазут М-100), и из этого сырья мы получили высокооктановый бензин, с октановым числом 95-105. Получили зимний дизель с температурой застывания минус 38°C, превосходящий по качеству то, что они получали до этого. Кубовых остатков стало меньше, а продуктов на продажу — больше. Соответственно, уральское мини-НПЗ стало и зарабатывать больше!

Что представляет из себя ваша установка и как она работает?
Первая версия нашей установки была упрощенной, сейчас мы работаем над мобильной микро-НПЗ. После Уральска мы поняли, что оказывать заводам услуги — это одно. Гораздо эффективнее построить небольшую мобильную установку, с которой можно будет работать в любом месте, не привязываясь к конкретному объекту и сырью. Термо-каталитическая установка имеет размеры в 2,5 м в длину, 2,2 м в ширину и 2,4 м в высоту. Ее можно поместить в грузовой автомобиль, отвезти и запустить на любой промышленной площадке. И такая установка может перерабатывать любые отходы жидких углеводородов, получая товарные нефтепродукты. Оборудование изготавливается на российском заводе по нашем чертежам. В данный момент мы проходим экологическую экспертизу (Росприроднадзор). После получения всех экспертиз мы собираемся создать утилизационную площадку в Атырауской области, поселке Доссор, где находится промышленная база. С ее помощью мы будем утилизировать любые опасные углеводородные отходы, получая дизель и бензин. По глубине переработки, по данной технологии, мы, по сути, достигли уровня крупнейших НПЗ. К примеру, американские НПЗ могут перерабатывать до 98% нефти. Мы подошли к показателю 92-93%.

Давайте поговорим об экологической составляющей проекта. Что происходит с отработанным маслом сейчас?
Каждый из нас является автолюбителем, и периодически возникает потребность в замене масла — в двигателе, в трансмиссионной коробке. Все это сливается на СТО, аккумулируется, и затем, чаще всего, остатки отходов продают на топку (сжигание). Почему в Алматы зимой невозможно дышать, а плотный смог нависает над городом? Одна из причин в том, что все СТО, некоторые домашние хозяйства, и даже теплицы — используют в качестве топлива отработанное масло. Оно значительно дешевле. Но это же опасные отходы! По своему вреду они значительно превосходят угрозу и последствия от сжигания нефти. Отработанные масла нельзя ни в коем случае сжигать. Один литр масла, вылитый в грунт, делает непригодным от ста до тысячи кубов грунтовых вод. Такой класс отходов очень опасен для экологии. Поэтому мы и задумались над тем, чтобы утилизировать отработанное масло и получать из него синтетический дизель. Он будет чище и качественнее минерального топлива на АЗС за счет своих свойств — переработанный продукт содержит меньше серы и экономит расход топлива на 10-12%, за счет высокой калорийностью (теплота сгорания).

За счет чего это достигается?
За счет наших специального оборудования и нано-катализаторов собственной разработки. Из опасных отходов мы делаем качественный европейский продукт. При подаче заявки на конкурс «Построй свой бизнес» я не зря указывал, что мы превращаем отработанные масла в дизельное топливо класса Евро-3. В данный момент нам удалось получить продукт класса Евро-4. В чем их различие? Основной показатель — это содержание серы. Избыток серы плохо влияет на экологию и на работу двигателя. С 1 января 2019 года в Казахстане можно реализовывать и использовать только бензин и дизель класса Евро-4 и Евро-5. Если в Евро-3 содержание серы составляет 350 мг/кг, то в Евро-4 — 50 мг/кг. По всему миру автомобили переходят на стандарт Евро-4, Евро-5, и очень обнадеживает, что и Казахстан следует общемировому тренду. Если мы будем использовать экологичное топливо, то начнем вдыхать меньше вредных веществ.
А наше оборудование позволяет из любого отработанного масла получать дизель стандарта Евро-4, который выдерживает зимние температуры до минус 38 градусов. И, наконец, эти нефтепродукты безопасны для использования в двигателях внутреннего сгорания, потому что они чище, не дымят и позволяют экономить расход топлива. Мы тестировали полученный дизель на микроавтобусах марки Mercedes: ездили на нем около полутора тысяч км — топливо чистое, двигатель работает как часы, без черного дыма; расход существенно сокращается. 

Вернемся к статусу запуска вашего проекта. Почему вы решили базироваться в Атырау?
Во-первых, я сам атырауский, это моя малая родина. Во-вторых, там большая проблема с углеводородными отходами, которые необходимо утилизировать современным технологичным способом, а не термическим. В регионе располагаются такие нефтяные гиганты как Тенгизшевройл, НКОК, которые вырабатывают достаточное количество опасных отходов, включая нефтешлам и отработанные масла. Вообще, у нас универсальная установка. Мы ориентируемся на любые отработанные масла, но при необходимости, можем перерабатывать нефтешламы, парафинистую и битуминозную нефть.

То есть плюс еще и в том, что это безотходное производство?
Да. В течение года использования этой установки в самой камере топки собирается где-то 4,5 кг отхода, в виде безвредной и очищенной пыли. Это, наверное, лучшее решение на сегодняшний день в области переработки. Поэтому мы к этому долго шли, объединили опыт и наработки нашей команды и создали установку, позволяющую получать из опасных отходов качественный продукт.

Есть ли какие-то ограничения по объемам переработки?
В сутки установка может перерабатывать от 2000 до 2800 литров отходов. То есть в месяц она производит целый вагон дизеля! 

И, наконец, когда ожидается запуск первой установки в Атырау?
Планируем уже к началу лета этого года. А в дальнейшем будем расширяться, создавать площадки в разных регионах Казахстана, с привлечением заинтересованных сторон. Если в каждом регионе будет по несколько перерабатывающих установок — люди начнут относиться к отходам бережливо. Зачем выливать масло, когда можно сдать его на переработку и получить деньги? Зачем сжигать его, когда это дорогое сырье? Такими темпами и экологическая ситуация изменится к лучшему.
Как я уже отметил, мы не ограничиваемся моторными маслами — можем перерабатывать и авиационные, и локомотивные, и трансформаторные, и даже пищевые масла. Во всем мире есть правила по утилизации отработанных масел. К примеру, в Германии, если у тебя СТО, ты должен накапливать и передавать отходы в специализированную компанию, которая ведет строгий учет и направляет их в дальнейшем на регенерацию, перерабатывают и получают товарный продукт. Ни в коем случае масло не сжигают. Это самое главное. А вследствие такого решения мы не только наладим безотходное производство и начнем зарабатывать, но и, что гораздо важнее, улучшим экологическую ситуацию.

30.03.2019