Идея заняться бизнесом появилась у Асель Жекеновой во время второй беременности. Тогда она не могла найти в городе Актау, где живёт, красивую и качественную одежду для будущих мам. Сначала Асель открыла бутик, в котором продавала удобные вещи для беременных турецкого производителя. А затем стала шить их сама. О том, как создать швейное производство в Казахстане и почему этот процесс растянулся на два года, рассказала Асель Жекенова, основатель бренда «Дария».
Беременность помогла
В 2010 году жительница Актау Асель Жекенова ждала второго ребёнка. Ей нужна была стильная и удобная одежда для работы в офисе в этот период. Но в городе было только два магазина, в которых предлагался небольшой ассортимент одежды для беременных. Поэтому Асель просила своего мужа во время командировок в Астану привозить ей что-то оттуда.«В это же время нам с мужем пришла идея открыть магазин для будущих мам с широким ассортиментом в Актау. Мы поняли, что эта ниша в городе свободна», — вспоминает Асель.
Её муж, экономист по образованию, составил бизнес-план. В нём он рассчитал, сколько денег требуется на открытие магазина, а также составил план развития: через год появление второго магазина, через два года – третьего, а затем запуск собственного швейного производства.
«Если честно, я во всё это тогда не верила. Думала, что пока буду в декрете, открою магазин, а дальше – посмотрим. Когда я нашла этот бизнес-план через 5 лет, то была в шоке – почти всё из него у нас получилось», — признаётся Асель.
В течение года она вместе с мужем Данияром Жекеновым копила деньги на открытие первого магазина. В нём Асель решила продавать одежду турецкого производителя, вещи которого носила сама. Монобрендовый бутик «Дария», названный в честь дочери предпринимательницы, открылся в мае 2012 года.
И сразу же стал популярен у покупательниц. Так как Актау небольшой город, то информация о новом магазине для беременных разнеслась довольно быстро из уст в уста. Плюс росту клиентов способствовала раздача рекламных буклетов в женской консультации. Асель называет и другие слагаемые успеха: качественная и модная одежда, большой ассортимент и регулярное обновление коллекций.
За дело своими руками
В течение двух лет после открытия магазина в Актау у проекта «Дария» появились новые бутики – в Актобе и Атырау. В них тоже была представлена одежда от турецкого производителя.
В 2014 году Асель Жекенова решила расширить ассортимент за счёт подушек для беременных. Но в поисках этого товара столкнулась с непредвиденными трудностями. У турецкого производителя подушка была неудобной (слишком короткой), у других поставщиков из Турции и России – слишком дорогой.
Тогда Асель решила сшить подушку самостоятельно. Изучила информацию в интернете, пока моделировала эту вещь, затем разработала лекала, купила на базаре ткань, синтепон и чехол.
«У меня есть навыки шитья, потому что моя мама была профессиональным закройщиком. Я с детства видела, как раскраивают и шьют вещи. Для меня это не было чем-то слишком сложным», — замечает Асель.
Она решила, что выставит подушку собственного производства в магазине в Актау. Если её никто не купит, то заберёт домой. Но товар приобрели через несколько часов. Это воодушевило предпринимательницу и убедило в том, что следует продолжать шить подушки.
Большую комнату в своей квартире Асель превратила в мини-цех. Здесь она хранила закупленные ткани, синтепон, а также шила. Сначала справлялась со всем сама, а затем обратилась за помощью к семье. Няня гладила наперники и наволочки, свекровь расчёсывала синтепон и набивала им подушки. В течение полугода подушка для беременной становилась всё более совершенной, появилась ещё одна модель, а затем и ортопедические подушки для младенцев. Эти товары пользовались высоким спросом во всех трёх магазинах «Дария».
После подушек Асель принялась за пошив платьев. Они были свободного кроя. К каким-то моделям добавлялись аксессуары, например, жемчуг на воротник.
«Мои платья очень хорошо продавались. Они были просто скроены, но из разных тканей, в разных цветах. Цена у них была невысокой: 9-10 тысяч тенге. В это же время турецкие платья стоили по 16,5-18 тысяч тенге», — рассказывает Асель.
Повышенный спрос так увлёк предпринимательницу, что она шила в день по 3-4 платья. В это время зал в её квартире выглядел как настоящая мастерская – тут и там лежали нитки, ткани, иголки. В какой-то момент супруг Асель предложил открыть небольшой швейный цех. После чего пара стала копить деньги для расширения проекта «Дария». Согласно новому бизнесу-плану, для достижения этой цели требовалось около миллиона тенге – на аренду помещения, покупку оборудования и зарплату швее.
От комнаты — к мастерской
Перед открытием своего швейного цеха Асель Жекенова прошла онлайн-обучение у консультанта по швейному делу. Он порекомендовал снять помещение площадью 30-40 квадратных метров и нанять на первое время одну швею. Она бы работала вместе с Асель.
Первый цех компании «Дария» находился в подвальном помещении. В него закупили две прямострочные машины, один оверлок, плоскошовную машину, утюг и раскроечный стол. С помощью этого оборудования Асель и швея шили подушки и платья для беременных.
В начале 2017 года им внезапно пришлось расширить ассортимент. В феврале Асель заказала у турецкого производителя новую коллекцию одежды сезона «весна-лето». Она внесла за неё аванс – 5 тысяч долларов. Когда пришло время оплачивать остальную стоимость заказа, доллар сильно подорожал по отношению к тенге. У Асель из-за скачка курса валют не было теперь нужной суммы. Турецкий поставщик не захотел отсрочить платёж или вернуть хотя бы часть аванса.
«Мы потеряли деньги и оказались перед началом сезона без новых вещей. Это был для меня большой стресс. И тогда я решила, что попробуем своими силами шить одежду для беременных: лосины, простенькие туники, кофточки. Мы наращивали объёмы вынужденно, спешно и экстренно», — отмечает Асель.
Собственная продукция оказалась востребованной. Для заполнения товарами трёх магазинов пришлось нанимать новых сотрудников. Теперь в создании новых коллекций помогала сестра Асели – Назым Надырбаева, которая по профессии дизайнер. Так в ассортименте появились пижамы, бельё, верхняя одежда и аксессуары для будущих мам.
Очень скоро сотрудникам стало тесно в цеху. Пришлось арендовать помещение площадью 150 квадратных метров. Асель и ёё супруг разгородили эту площадь перегородками, чтобы создать склад тканей, товаров, оборудовать рабочие места и небольшую зону отдыха для персонала.
После переезда в новый цех казалось, что в ближайшее время можно спокойно работать и ни о чём не беспокоиться. Но арендодатель стал поднимать плату. Сотрудничество с ним в долгосрочной перспективе оказывалось экономически невыгодном проекту «Дария». Поняв это, Асель и её супруг Данияр стали готовиться к самому масштабному на сегодняшний день шагу – строительству собственного швейного производства.
Трудно поверить, но бывает
К созданию собственного производства Асель подошла не «с пустыми руками». Её семья владела земельным участком, который решили отдать под здание для швейного производства, а также были небольшие первоначальные инвестиции (прибыль от своих магазинов). Но согласно расчёту, требовалось ещё около 100 тысяч долларов. Асель Жекенова стала думать, как получить эту сумму.«Мы с мужем и сестрой рассматривали разные варианты. Думали о кредитовании и продаже своей квартиры. Я пошла в палату предпринимателей Актау, чтобы узнать о существующих мерах поддержки. Там консультант спросил меня, знаю ли я о конкурсе «Построй свой бизнес». Я о нём не слышала. Консультант объяснил, что для участия в конкурсе нужно снять двухминутной ролик о своём бизнесе. Я не поверила, что всё так просто. Но потом зашла на сайт конкурса и убедилась, что так и есть», — рассказывает основательница проекта «Дария».
Не раздумывая, она решила отправить заявку на конкурс. В своём ролике Асель рассказала, что её компания шьёт одежду для беременных женщин в Казахстане. Поделилась планами о создании полноценного швейного производства и о том, что для этого необходимо 100 тысяч долларов.
Проект «Дария» прошёл в финал, где после защиты своего бизнес-плана перед жюри Асель получила грант в размере 50 тысяч долларов. Эта сумма, а также государственная субсидия под 6% годовых позволили приступить к строительству.
«Мы очень благодарны организаторам конкурса – фонду «САБИ» и лично Асель Тасмагамбетовой и Кенесу Ракишеву за то, что они в нас поверили и дали возможность развиваться», — подчёркивает Асель.
Автоматизация и Instagram
С момента выдачи гранта конкурса «Построй свой бизнес» до переезда в новое производство прошло почти 2 года. По словам Асель Жекеновой, строительство осложнялось непростыми требованиями, связанными с оформлением документации.Непосредственно к возведению двухэтажного здания общей площадью 260 квадратных метров приступили лишь в 2019 году. Строительные работы велись 6 месяцев. В это время цех продолжал работать в прежнем арендуемом помещении, создавались и выпускались новые модели одежды, ассортимент расширился за счёт выпуска спортивных вещей. А параллельно докупалось новое оборудование, например, термопресс для нанесения на ткань рисунка, налаживались бизнес-процессы благодаря проведённой автоматизации в компании и, конечно, возводилось здание.
Сейчас швейный цех только обживается в нём. Но 8 швей и 2 закройщика уже чувствуют себя комфортно в новых стенах.
«У нас большой цех, кабинеты для закройщиков, кабинет, в котором мы с сестрой занимаемся административной частью и творчеством. У нас появилось помещение под склад, о котором мы долго мечтали. В нём наши рулоны с тканью аккуратно разложены. Здесь легко можно найти то, что требуется в данный момент», — перечисляет Асель.
В месяц швейное производство отшивает 350-400 изделий. Они продаются в магазинах «Дария» и через Instagtam проекта. Средний чек составляет 15,5-16 тысяч тенге.
Из Актау в СНГ
Асель Жекенова признаётся, что у её проекта большие планы. Предпринимательница рассчитывает наращивать обороты производства и продаж. Для этого будет перезапускаться собственный интернет-магазин.Основательница бренда «Дария» задумывается о том, чтобы больше, чем сейчас, заниматься производством спортивной одежды. Возможно, что эти вещи будут выделены в отдельный бренд. В планах также – открытие магазинов в Алматы и Нур-Султане.
Продукцию компании уже заказывали покупатели из России, Израиля и ОАЭ. Поэтому Асель не исключает возможности выхода на иностранные рынки. Одна из первоочередных задач – представленность бренда в странах СНГ.