preloader

Бизнес на отходах

Бизнес на отходах

Молодой предприниматель из Алматы, который потратил более 5 лет на создание промышленной установки для переработки отработанных моторных масел. Проект PSI Kazakhstan, который он основал вместе с партнёром-химиком, долгое время морально и финансово поддерживали только его родственники. Добиться результата и не отказаться от идеи переработки нефтяных отходов помогли собственная настойчивость и готовность менять первоначальный замысел. О том, как победа в конкурсе «Построй свой бизнес» позволила приблизить запуск проекта, рассказал сам автор проекта Утешкали Дюсенгалиев.

Смена деятельности

10 лет назад Утешкали Дюсенгалиев, маркетолог по образованию, всерьёз заинтересовался темой утилизации нефтяных отходов. Тогда он узнал о канадской компании, которая разработала собственную технологию очистки нефтяных резервуаров с помощью специальных реагентов. Резервуары, в которые закачивается нефть для дальнейшей переработки, со временем покрываются отложениями. Их толщина может достигать 1,5 метра. В Казахстане для удаления отложений используют механическую очистку – с помощью экскаваторов и лопат. Но этот способ очень опасен: резервуар может загореться от любой искры.

Канадцы предложили химический способ очистки. В отложения добавляются реагенты вместе с небольшим количеством товарной нефти. В процессе циркуляции реагенты смешиваются с нефтью и превращаются в единую массу. Её можно откачать и заново использовать как сырьё для топлива.

Для продвижения этой идеи в Казахстане Утешкали вместе с отцом создали компанию. Они ездили по нефтедобывающим предприятиям на западе страны и предлагали опробовать эту технологию. И хотя результаты испытаний, проводимых на некоторых месторождениях, были достойные, до заключения контракта дело так и не дошло.

Первый результат

Возможность заработать на очистке резервуаров появилась чуть позже и не на территории Казахстана. В 2011 году российский нефтяной экспортный терминал «ТаманьНефтеГаз» в Краснодарском крае объявил тендер на эти виды работ. Предстояло очистить от нефтяного шлама (отходов в виде осадков) резервуары на 40 000 м3.

«Мы подали на тендер своё предложение. Оно заинтересовало руководство терминала, и нас попросили провести опытные испытания. Для доставки в Краснодарский край реагентов я даже не нанимал машину. В то время мы старались на всём экономить, поэтому с другом перевезли 200-литровую бочку на обычных рейсовых автобусах Атырау-Астрахань и Астрахань-Анапа», — вспоминает Утешкали.

Лабораторные испытания подтвердили, что метод, предложенный казахстанцами, приносит результат. «ТаманьНефтеГаз» заказал ещё 10 бочек реагента. За несколько месяцев Утешкали и двум его друзьям удалось очистить все резервуары компании. При этом терминал не просто избавился от нефтешлама и избежал его утилизации, но и смог на нем заработать. После того, как отходы смешивали с реагентом и товарной нефтью, получался новый продукт – тяжелая нефть. Ее начали добавлять к «товарной» нефти и загружать в танкеры.

«Руководство терминала было довольно результатом – мы с ними до сих пор сотрудничаем. Я получил хорошие рекомендации от гендиректора «ТаманьНефтеГаз». Для нас это было очень важно. Мы – неизвестная компания из Казахстана, в которой на тот момент работало всего 3 человека. И мы смогли осуществить такой масштабный проект!» — замечает Утешкали.

Трансформация идеи

Предприняв ещё несколько неудачных попыток сотрудничества с нефтяными компаниями в Казахстане, Утешкали Дюсенгалиев понял, что необходимо менять концепцию своего проекта. Он решил «превратить» отходы нефтепроизводства в товарную нефть достаточно высокого качества, которую можно снова использовать для получения топлива.

Утешкали познакомился с химиком-технологом из Татарстана Арменом Авдишяном, который разработал собственную технологию подготовки и обработки тяжелого углеводородного сырья. Партнёр в течение года обкатали эту технологию во время промышленных испытаний.

«Мы думали, что собственники месторождений увидят подтвержденный на испытаниях результат и ухватятся за нашу идею. Но нам говорили: «Работайте дальше, это ещё не показатель». У собственника всегда находилось много причин, чтобы поставить под сомнения результаты испытаний», — признаётся Утешкали.

Спустя полтора года предприниматель обратил внимание на мазут, который идёт в отход при производстве бензина и дизеля на мини-НПЗ. Мазут составляет половину от всей перерабатываемой нефти. Технологий для его повторного использования у мини-НПЗ нет, поэтому они недорого продают мазут как сырье для переработки крупным компаниям.

Технология подготовки и очистки нефтешлама, предложенная Утешкали и его химиком-партнёром, позволяла компаниям подготавливать и обрабатывать мазут для дальнейшей переработки. В результате получался товарный высокооктановый бензин и зимний дизель. Первым предприятием, которое решило опробовать новую разработку, стал небольшой НПЗ в Уральске.

«Заводу не нужно ничего менять в своем технологическом режиме работы. По сути, это мини-революция. Ни одна компания не предлагала такое оборудование под существующие мини-НПЗ, чтобы те могли производить больше продуктов из того же количества сырья», — уверяет Утешкали.

На заводе в Уральске установка проработала год. Всего по договору с предприятием она обработала 1500 тонн мазута. Из него удалось извлечь 19% высокооктанового бензина и около 40% «зимнего» дизельного топлива (он застывает при температуре -38 градусов, а «летний» не выдерживает минусовых температур). По словам Утешкали, даже в Китае из мазута могут получить только 32% тёмного дизеля.

Но сотрудничество с НПЗ из Уральска пришлось прекратить, несмотря на высокие результаты. Причиной стали проблемы в отношениях с руководством предприятия.

Новая концепция

В 2017 году Утешкали с партнёром снова решили «сменить курс». Их новой идеей стало изготовление собственного микро-НПЗ, которое могло бы производить качественные продукты из отходов нефтепереработки.

Такая установка «полного цикла» позволила бы им работать самостоятельно и не зависеть от других предприятий. Её решили сделать мобильной, чтобы всё оборудование можно было перевозить в одном контейнере. В качестве сырья планировалось использовать нефтешлам и отработанное моторное масло.

«Мы понимали, что самая лучшая ниша – это отходы. Никто не может получить из них продукты такого же хорошего качества, как из обычной нефти», — замечает Утешкали Дюсенгалиев.

Прототип установки произвели в России и после тестирования перевезли в Алматы. Его создание финансировали Утешкали и его отец. Для этого они закладывали свои квартиры, дома и машины. Эти кредиты выплачивают до сих пор. Также Утешкали пришлось подрабатывать – он продавал канадские химреагенты. Сторонних вложений по-прежнему не было. Все потенциальные инвесторы хотели гарантированную прибыль, которую им никто не мог обещать.

«Мы пытались придумать то, чего ещё нигде не было. И на меня нередко смотрели, как на сумасшедшего. «Белая ворона» – белее белой, даже без профильного образования. Но все первопроходцы через это проходили, это очень тяжелый путь», — добавляет Утешкали.

«Промышленные испытания» прототипа установки проводили в гараже у предпринимателя в Алматы. Из отработанного масла на установке произвели зимний дизель очень хорошего качества. Это подтвердили лабораторные исследования, проведенные в России.

Установка функционирует практически без отходов. За год её работы, по словам Утешкали Дюсенгалиева, образуется 3-4 кг безопасной измельченной пыли, которую можно просто выбросить.

Проблемы с финансированием

После успешного тестирования прототипа компаньоны приступили к созданию промышленного варианта установки. Все отдельные узлы и запчасти предприниматели сделали сами, а собирали установку специалисты на производстве в России.

В это время Утешкали искал дополнительное финансирование. Он решил продавать доли в проекте по созданию установки. Инвесторами стали его родственники. Средний размер привлечённых от каждого инвестора средств – 10-15 тысяч долларов.

«Иногда мне звонил партнёр-технолог и говорил: «Хочу провести небольшую финальную модернизацию, чтобы установка работала лучше и экономичнее». Мы с отцом считали каждую копейку, но решали выделить на это деньги. Таким образом, бюджет оказался превышен на 30-40% по сравнению с первоначальным планом. Но оно того стоило, эти «дополнительные» расходы в 100 раз себя окупили», — рассказывает Утешкали.

Победа в конкурсе как драйвер развития

Весной 2019 года проект Утешкали — PSI Kazakhstan — стал одним из главных победителей конкурса «Построй свой бизнес», который проводит благотворительный фонд «Саби». Вместе с победой предприниматель получил 50 тысяч долларов для открытия первой утилизационной площадки для переработки отработанных масел. Это была его вторая попытка на конкурсе: впервые он подавал заявку годом ранее, но её не одобрили.

«Если честно, я тогда обиделся: ну как можно было не выбрать мой проект! Но потом я понял, что надо было доработать концепцию, сделать правильную «упаковку». Эта победа придала мне сил и уверенности, показала востребованность идеи», — говорит Утешкали Дюсенгалиев.

Чтобы потратить полученные за победу 50 000 долларов, ему понадобился ровно один день. Вся эта сумма пошла на приобретение деталей для производства микро-НПЗ.

Участие в конкурсе «Построй свой бизнес» принесло не только финансовую выгоду. После победы Утешкали начал получать предложения о сотрудничестве. Один из людей, проявивших интерес к проекту создания мини-НПЗ, стал ещё одним акционером.

Долгожданный запуск близок

Запуск утилизационной площадки проекта PSI Kazakhstan был намечен на июнь-июль 2019 года. Но произошёл лишь в октябре. В процессе производства компаньоны решили увеличить производительность установки. Из-за этого смета выросла в 3 раза, потребовалось привлечение новых инвесторов.

В октябре 2019 года установка была перевезена в поселок Доссор Атырауской области. В этом районе находятся крупные нефтяные месторождения. Некоторые компании будут отправлять свои отходы проекту PSI Kazakhstan бесплатно на условиях самовывоза. Из этого сырья планируется получать бензин и дизельное топливо европейских стандартов качества.

Промышленный запуск планируется на январь 2020 года. Производительность завода – 5-7 кубометров сырья в сутки. Это примерно в 2,5-3 раза больше, чем было предусмотрено по бизнес-плану. Всё установленное оборудование сертифицировано.

Перспективы для бизнеса

В планах у Утешкали и его партнёра – расширение производства на той же площадке в посёлке Доссор для увеличения производительности в 2 раза.

«Качество нашей продукции – бензина и дизеля — будет конкурировать с крупнейшими заводами. Сейчас мы дополнительно разрабатываем блок твердых катализаторов для сероочистки, чтобы наше топливо соответствовало экологическому качеству К4-К5 (Евро4-Евро5). Тогда мы сможем продавать наши нефтепродукты на любых заправках», — делится планами Утешкали.

По его подсчётам, в создание установки для переработки отработанных масел суммарно было вложено около 500 тысяч долларов. После начала работы мини-НПЗ эту сумму планируется окупить минимум за 12-15 месяцев. Уже достигнута договорённость с автопарком города Атырау о поставке ему получаемого дизельного топлива.

Основатели PSI Kazakhstan также планируют открывать новые утилизационные площадки по всей стране в рамках партнёрских проектов. При этом продавать свою установку по переработке отходов нефтепроизводства компаньоны не собираются. Для них важно, чтобы у неё не было никаких других владельцев.

«Когда мы находились на этапе развития, предложений о покупке установки нам не поступало. Мы могли бы на это пойти – денег катастрофически не хватало. Но все хотели сначала «посмотреть, что получится» — никто не был готов рисковать своими деньгами. А сейчас мы очень рады, что сохранили самостоятельность и ни от кого не зависим», — рассказывает Утешкали.

03.04.2020