Столкнувшись с тем, что в одном из вузов Казахстана не преподаётся должным образом программирование, молодой студент организовал занятия по этой дисциплине для своих одногруппников. То, что начиналось как хобби, сегодня является быстро растущим бизнесом. Герой этой статьи стал одним из основателей проекта по обучению программированию детей ITnation. Быстрый запуск стартапа стал возможен благодаря гранту, выигранному в конкурсе «Построй свой бизнес». О том, как обучать программированию детей с 4 лет и как заработать на этом, рассказал Адильхан Рахимбеков.
Узнать проблему на личном опыте
Уроженец Павлодара Адильхан Рахимбеков со школьных лет привык к интенсивному и интересному образовательному процессу. Он учился в физматклассе гимназии №3 для одарённых детей. В старших классах ученики проходили, по сути, программу технических университетов: изучали высшую математику, комбинаторику и другие дисциплины.
«К выпускному экзамену ЕНТ у нас уже не было страхов по поводу баллов. Мы только старались опередить друг друга, решить задания быстрее остальных учеников», — вспоминает Адильхан.
Такого же насыщенного обучения он ожидал и от вуза, в который поступил – КазНТУ (Казахский национальный технический университет) в Алматы. Но в первые же недели учебы Адильхан заскучал. Например, на уроках русского языка все студенты (даже русскоязычные) должны были читать тексты по слогам. Сдать тест на знание русского, чтобы не посещать предмет и прийти только на экзамен, было невозможно.
С изучением программирования, наиболее интересной для Адильхана дисциплины, дело обстояло примерно так же. Один и тот же человек преподавал пять языков программирования, хотя на изучение каждого языка уходят годы. По своей инициативе Адильхан Рахимбеков стал участвовать в различных олимпиадах по программированию.
Одновременно он узнал о существовании старейшего международного IT-сообщества АСМ (Association for Computing Machinery – Ассоциация вычислительной техники), штаб-квартира которого находится в США. Студент загорелся идеей организовать Клуб программистов, который бы имел доступ к библиотекам и данным АСМ. Он собрал деньги на вступительный взнос – около $100 – и приступил к осуществлению своего плана.
Занятия клуба проходили в стенах КазНТУ: Рахимбеков возглавлял комитет по делам молодёжи вуза и вёл занятия в своем кабинете. Адильхан на бесплатной основе учил программированию студентов своего и других вузов. Казалось бы, дела пошли хорошо…
«В 2016 году ACM захотел нас проинвестировать. Речь шла о приличной сумме на закупку оборудования. Но декан нашей кафедры заявил, что это он должен распоряжаться деньгами. Мы поругались, и у меня начались проблемы. Мне ставили ноль баллов за экзамены и тесты, а занятия Клуба просто не давали проводить», — вспоминает Адильхан.
Противостояние продолжалось вплоть до четвёртого курса, но закончилось тем, что талантливый студент забрал документы и бросил учёбу.
Путь в предпринимательство
Разочаровавшись в университетском образовании, Адильхан Рахимбеков забрал документы и вернулся в родной Павлодар. В другой вуз он перевестись не мог (по закону это можно делать только во время каникул), и уже готовился к тому, чтобы уйти в армию.
Но случайно увиденное в Instagram объявление о конкурсе мобильных приложений среди стартапов кардинально изменило его судьбу. До конкурса оставалась неделя, и за это время Адильхан создал приложение «Упай» (в переводе «балл»). Молодой программист вошёл с ним в десятку финалистов. Всего в конкурсе, который проводил Назарбаев Университет, участвовало 800 человек.
Приложение Адильхана объединяло изучение английского языка, рекламу и благотворительность. Оно представляло собой игру в поле размером 3х3 клетки, как в «крестиках-ноликах». Сначала пользователь читает рекламный текст на русском языке, за который платят рекламодатели. Затем объявление переводится на английский. В каждой из клеток поля нужно правильно написать форму заданного слова (например, вопросительная форма настоящего времени). В приложении можно учить язык, играя с живым соперником. Выигравший партию получает балл, который равен тенге. Деньги снимать нельзя, но их можно перевести в один из благотворительных фондов по выбору игрока.
«Вскоре на меня вышли представители компании «Билайн» и предложили выкупить этот продукт. Оказалось, что часть моего программного кода подходила для их приложения. Я продал им программный код за 750 тысяч тенге. Подумал, что за недельную работу это нормально», — смеётся Адильхан.
Когда он вернулся в Павлодар после конкурса, с ним связался декан Павлодарского государственного университета. Глава этого вуза дал талантливому программисту отсрочку от армии и пригласил его перевестись к ним в вуз ближайшим летом. За оставшиеся до перевода несколько месяцев Адильхан учился самостоятельно и участвовал в олимпиадах областных и республиканских предпринимательских конкурсах.
Разработанное молодым предпринимателем новое мобильное приложение выиграло первую премию. Оно было предназначено для прямых продаж фермерских продуктов потребителям, минуя магазины и рынки. Но реализовать свою идею до конца он не смог. Доработать проект оказалось слишком дорогостоящей затеей.
«Основная проблема была в том, что в Казахстане очень дорогая база данных. По закону самостоятельный сбор базы данных запрещён – надо обращаться в «Казахтелеком». Там просили около 10 млн тенге, чтобы они запустили всё в разработку. Также надо было искать кооперативы фермеров и т.д. И на тот момент потенциальные инвесторы мне не поверили – требовались слишком большие деньги. Я отложил эту идею, но думаю, что я к ней ещё вернусь», — надеется автор. А пока прототип этого приложения Адильхан продал логистической продуктовой компании.
Получение опыта в найме
Спустя год после учёбы в Павлодаре Адильхана Рахимбекова уже приглашали на работу в акимат и комитет национальной безопасности. Но отец не хотел для него карьеры в госструктурах и посоветовал сыну вернуться в Алматы. Молодой программист договорился с ректором Павлодарского госуниверситета, что будет приезжать только на экзамены. Он написал и защитил диплом, уже живя в Алматы.
В крупнейшем городе страны Адильхан получил приглашение в компанию Tender First на позицию IT-специалиста. Но там была сильная маркетинговая команда – около 30 человек, включая самых известных блогеров страны. Ему захотелось «влиться» в эту тусовку, и он сменил сферу деятельности, став маркетологом. Он изучил новую для себя сферу по книгам и другим материалам, комбинируя полученные знания со своими идеями.
К тому времени одноклассник Адильхана, Азат Жасулан, работал директором алма-атинского филиала образовательного центра Aiplus. Это самый крупный центр внешкольного образования в Казахстане – там учится около 4000 детей. Этот друг пригласил Адильхана на позицию директора отдела маркетинга. Он принял это предложение о работе.
«В 2018 году нам было по 23 года, и мы хорошо зарабатывали – примерно по 600 000 тенге. До этого я как IT-специалист получал чуть меньше, но тоже очень неплохо для такого возраста. Однажды мы с Азатом поняли, что 90% работы делаем мы сами. Мы общаемся с родителями, учителями, учениками – отвечаем абсолютно за всё. И нам пришла мысль, что мы можем открыть свой центр и делать всё то же самое, но уже «для себя». Мы ушли, не забрав ни персонал, ни учеников», — рассказывает Адильхан Рахимбеков.
EduNation – начало
Друзья посчитали, что для запуска нового образовательного проекта им требуется 6 млн тенге. Максимум, что у них было на тот момент – миллион на двоих. Тогда Адильхан написал пост на своей странице в Facebook: «Есть бизнес-идея, нужны деньги для её реализации». После этого за 2-3 дня ему написали примерно 50 человек. Они думали, что речь идет об IT-бизнесе, и были готовы вложиться в него. Но никто не хотел инвестировать в образование.
В результате в стартап вложил деньги знакомый Адильхана и Азата из Павлодара, за это он взял 20% доли. Основатели нового проекта привлекли ещё двух людей, которых они знали – Алдияра Токсанбаева и Кайрата Шамшиденова. Таким образом, у каждого из них, включая инвестора, было по 20% доли. Новый проект назвали EduNation («образованная нация»). Его запустили осенью 2018 года, всего через месяц после ухода «в свободное плавание».
Своей аудиторией предприниматели выбрали учеников 5-7 классов в возрасте 11-14 лет, которые хотят поступить в топовые лицеи страны. Речь идёт о таких престижных учебных заведениях, как Назарбаевская интеллектуальная школа, Республиканская физико-математическая школа, Казахско-турецкий лицей. В каждую из них очень высокий конкурс: по 3-5 тысяч претендентов на 100-200 мест.
Основатели проекта EduNation решили, что их школа будет отличаться от других основательностью подхода и качеством образования. Ещё одной особенностью этого стартапа стал принцип формирования команды. Везде принято нанимать взрослых учителей – им, как правило, родители доверяют больше. Но Адильхан и Азат брали на работу в качестве преподавателей талантливых ребят в возрасте до 30 лет.
Привлекать учеников поначалу было трудно. Родители скептически относились молодым основателям и преподавателям школы. Но Адильхан был к этому готов и знал, что нужно делать. За первые 3 месяца работы основателям EduNation удалось набрать 60 учеников. На третий месяц проект вышел «в ноль», а с четвертого – начал приносить прибыль.
Через полгода после старта проекта, в марте 2019 года, начались первые вступительные экзамены в лицеи. Из учеников новой школы в самые престижные алма-атинские лицеи поступили 53 человека – почти 90% от всех занимавшихся. После этого общаться с родителями и набирать новых учеников стало гораздо проще. Каждый месяц в EduNation начали записываться примерно по 60 человек.
Инвестиции по конкурсу
В марте 2019 года Адильхан Рахимбеков задумался о создании нового образовательного проекта – на этот раз в сфере IT. Он всегда хотел открыть школу программирования, но для этого были нужны средства. Залезать в кредиты или привлекать инвесторов предприниматель не хотел. Тогда он решил получить финансирование с помощью конкурса «Построй свой бизнес», который уже несколько лет проводит фонд «Саби» Кенеса Ракишева и Асель Тасмагамбетовой.
«О конкурсе я узнал в 2017 году. Я увидел видео в Instagram, как люди открыли птицефабрику на выигранные деньги. Я подумал: «Это настолько серьёзный конкурс, что я никогда туда не попаду». Потом его начали рекламировать в Instagram известные блогеры. И в марте 2019 года я решил: чем чёрт не шутит. Мы кое-как записали видео, и то в последний день. Спустя месяц с нами связались и сказали, что мы прошли в следующий тур», — вспоминает Адильхан.
«Мы выиграли $20 000 – это примерно7,5 млн тенге. На них мы открыли отдельный второй офис площадью 270 метров. Нам хватило денег на 2 полных кабинета с компьютерами и прочим необходимым оборудованием», — констатирует Адильхан.
Нелёгкий старт
«Открыться «в лето» было нашей большой ошибкой. В Казахстане образовательный бизнес на лето просто замирает. К нам не шли клиенты – не было вообще никого. Мы вложили все деньги в офис и оборудование и 3 месяца стояли пустыми. Аренду мы платили из доходов с нашей первой школы. За лето мы были близки к тому, чтобы закрыть новый проект», — признаётся Адильхан Рахимбеков.
Тогда Адильхан решился на организационные изменения. С сентября 2019 года центр подготовки к поступлению в лицей и школа программирования стали единой структурой под новым названием Abay Academy. ITnation и EduNation сделали подпроектами внутри «Академии Абая». В таком виде школу программирования начали лучше узнавать в интернете, и родители стали записывать в неё своих детей.
Программисты с детства
Программа школы ITnation рассчитана на детей с 4 лет. Сначала 4-5-летки «играют в театр» — создают сценарии игр. Затем они учатся создавать игрушечные автомобили на базе конструкторов Lego и Arduino – такими машинками можно управлять через компьютер. Ребята и девочки изучают, что такое мотор, датчики, как и почему машинка едет. Дети могут написать свою первую несложную программу, задающую движение модели. Также в обучении используется программа scratch. С её помощью ученики создают простые компьютерные игры.
Обучение новичков в возрасте 9-10 лет тоже начинается с основ. Но, в отличие от более юных «программистов», они сразу приступают к знакомству с компьютером: что это такое, из чего он состоит, как с ним работать. Изучив основы, они создают элементарные сайты. После этого они переходят к решению математических задач.
«Программирование – это алгоритмы, последовательность шагов, в которых важна логика. Дети учатся логическому мышлению на математических задачах и переносят эти навыки на программирование. Кроме того, обучаясь у нас, они могут решать задачи по химии, физике, математике, геометрии», — уверяет Адильхан.
Занятия проходят в классах со стеклянными дверями, и родители всегда могут посмотреть, что происходит на уроках. Но одними занятиями работа с детьми в Abay Academy не ограничивается. Каждый месяц команда проекта выезжает с детьми на различные конкурсы и спортивные мероприятия. Всё это – без дополнительной оплаты со стороны родителей.
Молодая команда
Несмотря на тщательный отбор сотрудников, в первые месяцы «угадывать» с персоналом получалось далеко не всегда. Бывало, что принятым человеком были недовольны родители или сами основатели проекта – с такими учителями приходилось расставаться.
«Мы по-прежнему делаем ставку на молодёжь. Молодые педагоги чаще вкладывают в работу душу, задерживаются на работе, если нужно что-то доделать. Важно и то, что к молодым учителям быстро привыкают дети – буквально не отлипают от них», — считает Адильхан Рахимбеков.
Проектом по-прежнему управляют четверо основателей. Адильхан занимается развитием продукта и маркетингом. Азат Жасулан отвечает за работу педагогов. Алдияр Токсанбаев ведёт экономическую и техническую часть проекта. Четвертый основатель, Кайрат Шамшиденов – международный олимпиадник по математике. Его обязанность – составление учебно-методического плана и управление методистами. Эти специалисты пишут и переводят учебные пособия на русский и казахский языки. Также в компании работает отдел продаж, маркетинговый отдел, два администратора и директора филиалов.
Экономика проекта
В школе программирования ITnation сейчас занимаются 60 учеников. Уроки для них длятся 3 часа и проходят 3 раза в неделю. Курс обучения стоит 35 000 тенге в месяц. Самые маленькие программисты занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Их обучение обходится родителям в 25000 тенге ежемесячно.
Средний чек по продукту EduNation (подготовка к поступлению в лицеи) – около 50 000 тенге в месяц. Каждый ученик занимается минимум полгода. Сейчас в проекте участвуют примерно 250 детей.
В ценообразование любого курса закладываются аренда помещения, коммунальные и прочие расходы, а также зарплата учителям. Педагог зарабатывает в зависимости от количества учеников в группе. Минимальная зарплата – 2000 тенге в час. Если в группе от 3 учеников – 2500 тенге, от 5 – 3000 тенге. Таким образом, если работать на полный день 5 дней в неделю, доход преподавателя может составлять примерно 300-400 тысяч тенге в месяц. Это примерно в 3 раза больше, чем зарплата учителя в обычной школе.
Месячный оборот проекта Abay Academy – чуть более 15 млн тенге. Из них прибыль составляет примерно 60%. Через год основатели школы программирования планируют увеличить оборот в 10 раз.
Бизнес в условиях высокой конкуренции
По словам предпринимателя, конкуренция в сфере детского IT-обучения в Алматы очень высокая. Самые крупные IT-школы в стране – филиалы российских учреждений, которые работают на казахстанском рынке уже более 5 лет. Своим преимуществом перед ними Адильхан считает «местные корни» и иной подход к работе. Это позволяет компании расти гораздо быстрее конкурентов.
«Мы «свои ребята», мы сами отсюда. Можем обучать и на русском, и на казахском языке. Имеют значение и мои регалии. Ещё один важный плюс – вместе с программированием мы преподаем soft skills (навыки общения). Дети учатся общаться друг с другом, презентовать и защищать свои проекты. Мы стремимся, чтобы ученики ITnation не «утыкались в экран», а раскрывали себя с самых разных сторон», — утверждает Адильхан.
Большие планы
С 2020 года компания открывает школы в двух городах: Астане и Павлодаре. Их собираются запустить в конце лета, с нового учебного года. Также в 2020 году планируется создать онлайн-портал, на котором можно учиться по видеокурсам. Это будет стоить дешевле, чем очное обучение: около 7000-9000 тенге в месяц.
«В Павлодаре нас давно ждут. Там учатся очень умные ребята – примерно 40% олимпиадников по всему Казахстану. Но у них очень большой отток в соседний Омск, а я хочу «задержать» их в родном городе. Мы создадим там IT-школу и будем стараться найти для ребят работу в Казахстане. Со многими работодателями уже есть договорённости: я с ними давно и хорошо знаком», — уверяет Адильхан Рахимбеков.
Готова и программа для взрослых. Адильхан написал её после общения с директорами алма-атинских IT-компаний. Он опросил их, какие требования они предъявляют к IT-персоналу, какого рода кадры им нужны. Результаты опроса легли в основу 6-месячной программы для студентов 3-4 курса. После её окончания они будут сдавать тестирование, на основании которого успешные кандидаты смогут сразу получить работу в IT-сфере.
«В Казахстане до сих пор неправильно понимают, как надо подходить к системе IT-обучения. На уроках информатики в школах не занимаются ничем серьёзным. В вузах преподают старые мертвые языки программирования и дают знания, которые были актуальны лет 50 назад. Когда к нам приходит студент 4 курса (даже отличник), его приходится учить заново», — считает Адильхан.
Также в планах ITnation – продолжение сотрудничества с фондом «Саби». «На средства фонда в Алматы построено несколько школ. В одной из них я буду преподавать и проводить тестирование. Если детям будет интересно, то «Саби» отправит их на наши курсы и будет оплачивать их обучение. За что мы бесконечно благодарны», — отмечает Адильхан Рахимбеков.